Индекс проникновения финансово-технологических услуг в Москве и Санкт-Петербурге оказался выше, чем в других крупнейших мегаполисах мира

15 июня 2016
► Степень проникновения финансово-технологических услуг в Москве и Санкт-Петербурге составила 35%, по этому показателю два российских мегаполиса опередили крупнейшие финансовые центры. ► Большинство российских респондентов (46,3%) используют услуги FinTech в связи с простотой открытия счета. ► Больше всего среди пользователей FinTech в России востребованы денежные переводы и платежи – их используют 57,6% российских респондентов.

МОСКВА, 16 ИЮНЯ 2016 ГОДА. Несмотря на то что онлайн-технологии все еще недостаточно популярны в России по сравнению с основными глобальными финансовыми центрами, финансово технологические услуги, или FinTech, развиваются очень быстро, а Москва и Санкт-Петербург продемонстрировали наивысший результат по сравнению с глобальными лидерами в части проникновения услуг FinTech – степень проникновения достигла 35%. Таковы результаты нового исследования компании EY «Индекс проникновения финансово-технологических услуг FinTech в России: основные тенденции», выпущенного в июне 2016 года.

Услуги FinTech, предоставляемые организациями, которые сочетают инновационные бизнес-модели и технологии для расширения, совершенствования и видоизменения финансовых сервисов привлекают повышенное внимание финансового сектора благодаря новым игрокам на рынке. О том, насколько мощное движение сейчас происходит на рынке оказания финансово-технологических услуг, можно судить по растущему объему инвестиций, который достиг 20 млрд долларов США в 2015 году. Одновременно с этим наблюдается резкое увеличение количества партнерств и объема венчурного капитала, вложенного в отрасль, а также развитие инкубаторов. Для оценки масштабов влияния на конечных пользователей и для анализа настроений пользователей и степени проникновения финансово-технологических услуг компания EY провела опрос в: Австралии, Канаде, Германии, Гонконге, Сингапуре, Великобритании, США и России, где выборка включала только представителей двух крупнейших городов – Москвы и Санкт-Петербурга.

Исследование позволило выявить, что пользователи FinTech – это прежде всего жители мегаполисов. Доля пользователей онлайновых финансово-технологических услуг в больших городах, охваченных исследованием, в Москве и Санкт-Петербурге составила 35% на фоне среднего значения 15,5%. По этому показателю два крупнейших российских города опередили даже Нью-Йорк (33,1%), Гонконг (29,1%) и Лондон (25,1%).

Исследование также позволило сделать вывод о тесной корреляции между уровнем проникновения услуг FinTech и возрастом, а также доходом. Так, из глобальных респондентов с годовым доходом до 30 000 долларов США только 6% пользуются онлайновыми финансово-технологическими услугами, а вот среди тех, кто зарабатывает больше 150 000 долларов США в год этот показатель составляет уже 41,1%.

В России активнее всего услугами FinTech пользуются респонденты с годовым доходом в диапазоне 30 000 – 70 000 долларов США – доля пользователей финансово-технологических услуг среди этой категории составила 65%. Немного менее активно пользуются услугами FinTech российские респонденты с уровнем дохода 70 000 – 150 000 долларов США – 45,5%. Интересно, что если среди глобальных респондентов от 18 до 34 лет услугами FinTech пользуются 22,5%, то для российских опрошенных той же возрастной категории доля активных пользователей составила 31,2%. При этом следует обратить внимание на активное использование финансово-технологических услуг российскими респондентами в возрасте от 35 до 54 лет (41,1%) тогда как среди глобальных респондентов той же возрастной категории только 16,5% используют онлайновые финансово-технологические услуги.

Что касается видов услуг, наибольшей популярностью в России пользуются денежные переводы и платежи – именно эти услуги используют 57,6% российских пользователей FinTech, в то время как среди глобальных респондентов доля использующих денежные переводы и платежи составила только 17,6%. Продукты, связанные со сбережениями и накоплениями, востребованы у 17,7% российских пользователей FinTech, для глобальных респондентов этот показатель составил 16,7%. Также популярными оказались услуги по страхованию (12,8% российских пользователей FinTech и 7,7% глобальных), и привлечению займов (4,9% российских пользователей FinTech против 5,6% глобальных).

Среди основных причин использования услуг FinTech большинство российских (46,3%) и глобальных (43,4%) указали простоту открытия счета. Также пользователей привлекают более выгодные ставки/комиссия (10,9% российских респондентов и 15,4% глобальных респондентов). А вот доступность разнообразных продуктов и услуг привлекла 19,7% российских респондентов и только 12,4% глобальных. Среди основных причин отказа от использования услуг FinTech глобальные респонденты указали тот факт, что не знали об их существовании (53,2%), притом, что из российских респондентов эту причину указали только 19,9%. Российские респонденты в большинстве (49,7%) отказываются от использования услуг FinTech только потому, что у них не возникало такой необходимости, тогда как среди глобальных респондентов 32,3% назвали эту причину в числе тех, что привели к отказу от использования финансово-технологических услуг. Примерно равные доли российских (26,9%) и глобальных (27,7%) респондентов предпочитают пользоваться традиционными финансовыми услугами, отказываясь от FinTech.

Марчелло Гелашвили, партнер EY, руководитель отдела по предоставлению услуг финансовым учреждениям, комментирует ситуацию на российском рынке: «Исторически и традиционно на отечественном рынке сильны именно локальные платформы Яндекс.Деньги, КИВИ Кошелек, Юнистрим, Корона, Робокасса и другие. Ожидаемая тенденция укрепления позиций финансовых технологий в режиме онлайн заставляет традиционные финансовые организации реагировать на ситуацию и прежде всего на распространение подобных технологий. Банки и другие традиционные провайдеры финансовых сервисов осознают проблему ужесточения конкуренции со стороны финансово-технологических компаний, которые предлагают пользователям наиболее клиентоориентированные и удобные услуги».

Михаил Романов, партнер EY, руководитель группы по оказанию услуг компаниям сектора технологий, отрасли связи и медиасектора в СНГ: «Молодые и динамичные компании не обременены громоздкими пользовательскими интерфейсами, устаревшими ИТ-системами и программными продуктами, сложной системой ценообразования, а также консервативной корпоративной культурой. Для того чтобы идти в ногу с ними, банки должны смещать фокус в сторону интерактивного дизайна, оптимизируя те решения, которые делают технологичные финансовые услуги привлекательными и простыми в использовании».

Об исследовании «Индекс проникновения финансово-технологических услуг FinTech в России»

В исследовании приняли участие 429 респондентов из Москвы и Санкт-Петербурга, большинство – представители молодого поколения от 18 до 34 лет (47,1%). 44,8% опрошенных находятся в возрасте от 35 до 54 лет, 8,1% -от 55 лет и старше. По уровню дохода респонденты распределились следующим образом: подавляющее большинство (92,5%) имеют годовой доход менее 30 000 долларов США, 4,7% - от 30 000 до 70 000 долларов США, 2,6% от 70 000 до 150 000 долларов США, 0,2% - свыше 150 000 долларов США. Большинство опрошенных (85,8%) имеют высшее и среднее специальное образование, 7,7% - среднее образование, 6,5% - ученую степень.

Краткая информация о компании EY

EY является международным лидером в области аудита, налогообложения, сопровождения сделок и консультирования. Наши знания и качество услуг помогают укреплять доверие общественности к рынкам капитала и экономике в разных странах мира. Мы формируем выдающихся лидеров, под руководством которых наш коллектив всегда выполняет взятые на себя обязательства. Тем самым мы вносим значимый вклад в улучшение деловой среды на благо наших сотрудников, клиентов и общества в целом.

Мы взаимодействуем c компаниями из стран СНГ, помогая им в достижении бизнес-целей. В 20 офисах нашей фирмы (в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Владивостоке, Южно-Сахалинске, Тольятти, Алматы, Астане, Атырау, Бишкеке, Баку, Киеве, Ташкенте, Тбилиси, Ереване и Минске) работают 4500 специалистов.

Название EY относится к глобальной организации и может относиться к одной или нескольким компаниям, входящим в состав Ernst & Young Global Limited, каждая из которых является отдельным юридическим лицом. Ernst & Young Global Limited − юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Великобритании, − является компанией, ограниченной гарантиями ее участников, и не оказывает услуг клиентам. Более подробная информация представлена на нашем сайте: ey.com.

Костарев Глеб EY + 7 (495) 755 97 00
Оригинал пресс-релиза
Все пресс-релизы компании
  • Главное
  • Популярное