Расчет на государственную поддержку стимулирует к благотворительности почти половину семейных предприятий в России

17 августа 2016
► При выборе благотворительного проекта российские семейные предприятия уделяют основное внимание остроте проблемы (65%), а не географическому положению фонда или организации (35%). ►59% владельцев семейного бизнеса в России хотели бы улучшить оценку эффективности благотворительных проектов. ►22% российских респондентов отметили, что благотворительность не связана с подходом компании к корпоративной социальной ответственности.

МОСКВА, 17 АВГУСТА 2016 ГОДА. Владельцы семейных предприятий в России оказывают поддержку благотворительным проектам, руководствуясь их направленностью на решение конкретных проблем, а не географическим положением. Таковы результаты исследования «Благотворительность семейного бизнеса», проведенного компанией EY совместно с Центром по изучению семейного бизнеса при Университете Санкт-Галена (Швейцария). Согласно ему, важность проблемы, которой занимается благотворительная организация, имеет значение для 65% опрошенных в России. Это самый высокий показатель среди 21 страны, принявшей участие в опросе.

Исследование проводилось с целью определить, какие факторы влияют на благотворительность семейных компаний, какие виды благотворительности их интересуют, как осуществляется управление благотворительными проектами и их оценка, и что владельцы семейного бизнеса думают о государственной поддержке. Отчет по результатам исследования подготовлен на основе 525 ответов владельцев и менеджеров семейных предприятий.

В основе благотворительности семейного предприятия лежит представление о важности такого рода деятельности в системе корпоративных ценностей. Управление благотворительностью и контроль за ней чаще всего ведутся в установленном порядке, с учетом специфики региона и страны. Как правило, благотворительность наиболее эффективна, когда управление ей осуществляют лица, заинтересованные в социальных инвестициях, причем они же играют ключевую роль в процессе оценки результатов.

Согласно результатам исследования, в среднем 44% владельцев семейных предприятий заявили, что активно осуществляют социальные инвестиции. Налицо региональные различия: наименьшее распространение социальные инвестиции получили в Южной Америке, наибольшее — в Европе, Азии и на Ближнем Востоке. Большинство респондентов (76%) считают, что социальные инвестиции и традиционная благотворительность дополняют друг друга.

Желание семейного предприятия получить финансовую прибыль от благотворительной деятельности зависит от конкретной страны: в наименьшей степени оно проявляется в Швейцарии, в наибольшей — в Японии, при этом Россия занимает среднее положение. Как правило, респонденты все же рассчитывают на финансовую прибыль от благотворительных проектов.

Антон Ионов, партнер EY, руководитель группы услуг для частных клиентов в СНГ, отметил: «Как показало наше исследование, семейный бизнес отличается от обычных коммерческих предприятий, поскольку его владельцы преследуют характерные для данной семьи нефинансовые цели. Например, они стремятся передать бизнес следующему поколению и увековечить семейное наследие. Система ценностей учредителя оказывает продолжительное влияние на благотворительность семейного предприятия. В целом значение корпоративных ценностей возрастает при переходе компании к представителям следующих поколений, при этом в третьем поколении наблюдается его временное снижение».

Основная часть владельцев семейных предприятий стремятся поддерживать местные благотворительные проекты, даже если считают более важными те, которые находятся на удалении. Данное предпочтение имеет региональную специфику: сильнее всего оно проявляется в Италии, слабее всего — в России. В России основное внимание уделяется актуальности проблемы (65%), на которую направлена деятельность благотворительной организации, а не ее географическому положению (35%).

Благотворительность осуществляется на уровне семьи и бизнеса

Примерно две трети владельцев семейных предприятий ведут благотворительную деятельность через учрежденную с другими членами семьи организацию — фонд, траст или офис. Вместе с этим 50% респондентов ответили, что также осуществляют благотворительность непосредственно через семейное предприятие. Управляющие семейной благотворительностью, как правило, также активно вовлечены в бизнес, в частности являются главными исполнительными директорами (40%) или членами правления (40%). Кроме того, только 15% респондентов указали, что не вовлеченные в бизнес члены семьи участвуют в благотворительности.

Корреляция благотворительной деятельности семейного предприятия с его политикой корпоративной социальной ответственности (КСО) во многом зависит от страны. Например, в США степень такой корреляции наименьшая, в то время как в Индонезии эти два вида деятельности намного больше интегрированы. В России 22% респондентов ответили, что благотворительность не связана с подходом компании к КСО.

Государственная поддержка — один из решающих факторов, стимулирующих благотворительность

В большинстве стран одним из главных факторов, влияющих на благотворительность и социальные инвестиции, являются условия налогообложения. В странах, в которых законом предусмотрены налоговые льготы для благотворительной деятельности, семейные предприятия активнее в ней участвуют.

Представления о государственной поддержке благотворительности в разных странах существенно различаются. Если подавляющее большинство респондентов в Германии и Франции (более 90%) считают, что получают налоговые льготы в отношении расходов на благотворительные цели, то в Австралии такое мнение разделяют только треть владельцев семейных предприятий, а в России — 45%.

По мнению 28% владельцев семейных предприятий, государство оказывает социальным инвестициям более значимую поддержку, чем традиционной благотворительности. При этом 62% считают уровень поддержки одинаковым.

Эффективность благотворительных мероприятий находится в центре внимания многих семей

Около 56% владельцев семейных предприятий лично контролируют реализацию и эффективность благотворительных проектов. Небольшие и крупные предприятия осуществляют более тщательный контроль, чем компании средней величины.

Владельцы семейных предприятий, оценивающие проекты на качественной основе, также чаще используют количественные показатели (например, данные статистических исследований) для оценки эффективности благотворительной деятельности.

Около 60% управляющих бизнесом владельцев стремятся усовершенствовать процесс оценки благотворительных проектов. Наиболее сильно такое стремление проявляется в Японии, Индонезии, Бельгии и Нидерландах. В России 59% владельцев семейного бизнеса хотели бы улучшить оценку эффективности благотворительных проектов.

Краткая информация о компании EY

EY является международным лидером в области аудита, налогообложения, сопровождения сделок и консультирования. Наши знания и качество услуг помогают укреплять доверие общественности к рынкам капитала и экономике в разных странах мира. Мы формируем выдающихся лидеров, под руководством которых наш коллектив всегда выполняет взятые на себя обязательства. Тем самым мы вносим значимый вклад в улучшение деловой среды на благо наших сотрудников, клиентов и общества в целом.

Мы взаимодействуем c компаниями из стран СНГ, помогая им в достижении бизнес-целей. В 20 офисах нашей фирмы (в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Владивостоке, Южно-Сахалинске, Тольятти, Алматы, Астане, Атырау, Бишкеке, Баку, Киеве, Ташкенте, Тбилиси, Ереване и Минске) работают 4500 специалистов.

Название EY относится к глобальной организации и может относиться к одной или нескольким компаниям, входящим в состав Ernst & Young Global Limited, каждая из которых является отдельным юридическим лицом. Ernst & Young Global Limited − юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Великобритании, − является компанией, ограниченной гарантиями ее участников, и не оказывает услуг клиентам. Более подробная информация представлена на нашем сайте: ey.com.

Костарев Глеб EY + 7 (495) 755 97 00
Оригинал пресс-релиза
Все пресс-релизы компании
  • Главное
  • Популярное