Москвичи выбирают «удобные» форматы магазинов и разумно экономят на продуктах

22 декабря 2016
- 40% жителей Москвы и Подмосковья стали более избирательно относиться к месту покупок. - Магазины у дома – самое популярное место для совершения покупок у москвичей и жителей Подмосковья. От трех до пяти раз в неделю их посещает каждый третий респондент (35%). - Рост затрат на продукты питания по сравнению с прошлым годом ощутили 68% жителей столицы и Московской области. - 27% респондентов увеличили потребления мяса птицы, 26% – овощей и фруктов, 19% – молочных продуктов и яиц, 17% – бакалеи. - Только 18% респондентов смогли полностью заменить импортные продукты российскими аналогами.

МОСКВА, 22 ДЕКАБРЯ 2016 ГОДА. Почти половина жителей Москвы и Подмосковья (40%) стали более избирательно относиться к месту покупок. Об этом свидетельствуют результаты исследования потребительских (продуктовых) предпочтений жителей Москвы и Московской области за 2016 год «Избирательная экономия».

В ноябре-декабре 2016 года компания EY провела опрос, в котором приняли участие 1100 жителей Москвы и Московской области старше 18 лет. Исследование проводилось с целью анализа потребительского поведения жителей данных регионов и определения их предпочтений в выборе продуктов питания и магазинов.

Согласно исследованию, магазины у дома являются самым популярным местом для совершения покупок у москвичей и жителей Подмосковья. От трех до пяти раз в неделю их посещает каждый третий респондент (35%).

В супермаркетах большая часть опрошенных (44%) совершают покупки один-два раза в неделю. Примерно с такой же частотой (40%) потребители заходят в гипермаркеты. При этом почти половина респондентов (43%) посещают магазины данного формата реже одного раза в неделю. Что касается оптовых рынков и онлайн-магазинов, то они не пользуются особой популярностью у жителей Москвы и Подмосковья: 67% и 47% потребителей соответственно не покупают там продукты питания.

Юрий Макаров, партнер EY, говорит: «Как показал опрос, количество покупателей в магазинах крупных торговых форматов сократилось: 8% респондентов стали реже покупать продукты в этих магазинах. Так, часть из них стала закупать продукты питания в небольших магазинах. В частности, основной отток покупателей из гипермаркетов произошел в магазины у дома (40%), супермаркеты (19%) и онлайн-площадки (12%). Кроме того, наметилась тенденция более частого посещения небольших магазинов при снижении суммы среднего чека».

Также на поведение москвичей и жителей Подмосковья оказала влияние популяризация здорового образа жизни, способствующая более осознанному подходу к выбору продуктов питания. Таким образом, респонденты все чаще отдают предпочтение свежим продуктам, которые могут приобрести недалеко от дома. Все более популярными становятся фермерские рынки. Каждый шестой опрошенный посещает их один-два раза в неделю. По данным исследования, потребление органической еды и фермерских продуктов увеличилось на 15%.

Причины смены магазина

В условиях сокращения затрат на продовольствие потребители начинают более избирательно относиться к месту покупок — об этом заявили 40% респондентов. Каждый шестой (21%) стал покупать продукты питания в разных магазинах, примерно столько же опрошенных (19%) поменяли магазин.

Юрий Макаров отмечает: «Лояльность потребителей не связана с уровнем сервиса магазина — их решение сменить его на другой или начать покупать продукты в разных местах обусловлено в первую очередь стремлением приобрести товар по более низким ценам, с выгодными скидками или по акции. Несмотря на это, половина опрошенных идут за покупками в привычный магазин, причем наибольшую лояльность продемонстрировали посетители супермаркетов (49%) и магазинов у дома (43%)».

Основные причины, по которым респонденты не рассматривали смену магазина, — это удовлетворенность его местоположением (41% опрошенных), приемлемый уровень цен (22%) и надлежащее качество продукции (13%).

Согласно результатам опроса, 68% респондентов обращают внимание на цены в магазинах, при этом женщины сравнивают цены в 1,5 раза чаще, чем мужчины. Повышение цен отмечают 71% опрошенных. Потребители стали не только сравнивать цены в магазинах и покупать товары, ориентируясь на наиболее выгодные предложения, но и активно участвовать в различных акциях ретейлеров.

Изменение продуктовой корзины

Согласно результатам опроса, рост затрат на продукты по сравнению с прошлым годом ощутили 68% жителей столицы и Московской области. Кроме того, за последний год респонденты сократили потребление продуктов питания, не относящихся к товарам повседневного спроса. Так, 27% москвичей и жителей Московской области стали приобретать меньше колбасных изделий, 24% — меньше кондитерских изделий, а 20% — меньше алкогольных напитков.

Среди категорий продуктов, потребление которых увеличилось, оказались социально значимые товары: овощи и фрукты (рост потребления на 26%), бакалея (на 17%), молочные продукты и яйца (на 19%). Этому тренду, в частности, способствует усиленный контроль уровня цен на данные категории со стороны ретейлеров.

Около 27% опрошенных сообщили о том, что увеличили потребление мяса птицы. Такой показатель подтверждает продолжающуюся в России тенденцию перехода на потребление птицы вместо мяса животных (говядины, свинины и др.). При этом мясо птицы является одним из ключевых продуктов, по которому покупатели оценивают уровень цен в магазинах в целом. В результате ретейлеры стремятся удерживать на данную категорию продуктов наиболее низкие цены, что способствует росту спроса на нее.

Продуктовый патриотизм

Российское продуктовое эмбарго, введенное в 2014 году, открыло новые возможности для развития отечественной продовольственной отрасли. Тем не менее в такие сжатые сроки еще не все компании успели наладить производство высококачественной продукции, которая в полной мере соответствовала бы ожиданиям потребителей. Как свидетельствуют результаты опроса, пока только 16% жителей столицы и Московской области вполне удовлетворены российскими аналогами импортных продуктов питания. Частично ими довольны 25% опрошенных.

В то же время потребители пока не нашли замену многим импортным продуктам, исчезнувшим с российских прилавков вследствие ограничений. Только 18% респондентов смогли полностью заменить импортные товары российскими аналогами, 40% сделали это частично, тогда как 42% не нашли адекватную замену либо вовсе этим не занимались.

Следует отметить, что многие импортные продукты питания в связи с их высокой стоимостью стали недоступными для жителей Москвы и Подмосковья. 57% опрошенных перестали покупать импортные товары, которые приобретали ранее, в основном потому, что они подорожали.

Кроме перехода на отечественные продукты питания, среди москвичей и жителей Подмосковья наметился тренд увеличения внимания к домашним заготовкам. Интерес к данному типу продуктов повысился у 38% респондентов, около трети из которых составляют молодые люди в возрасте от 20 до 35 лет.

О компании EY

EY является международным лидером в области аудита, налогообложения, сопровождения сделок и консультирования. Наши знания и качество услуг помогают укреплять доверие общественности к рынкам капитала и экономике в разных странах мира. Мы формируем выдающихся лидеров, под руководством которых наш коллектив всегда выполняет взятые на себя обязательства. Тем самым мы вносим значимый вклад в улучшение деловой среды на благо наших сотрудников, клиентов и общества в целом.

Мы взаимодействуем c компаниями из стран СНГ, помогая им в достижении бизнес-целей. В 20 офисах нашей фирмы (в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Владивостоке, Южно-Сахалинске, Тольятти, Алматы, Астане, Атырау, Бишкеке, Баку, Киеве, Ташкенте, Тбилиси, Ереване и Минске) работают 4500 специалистов.

Название EY относится к глобальной организации и может относиться к одной или нескольким компаниям, входящим в состав Ernst & Young Global Limited, каждая из которых является отдельным юридическим лицом. Ernst & Young Global Limited − юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Великобритании, − является компанией, ограниченной гарантиями ее участников, и не оказывает услуг клиентам. Более подробная информация представлена на нашем сайте: ey.com.

Костарев Глеб EY + 7 (495) 755 97 00
Оригинал пресс-релиза
Все пресс-релизы компании
  • Главное
  • Популярное