Автомобильный рынок России: состояние отрасли и прогноз на среднесрочную перспективу

08 февраля 2017
- Объем продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в 2016 году составил 1,4 млн единиц. В 2017 году показатель вырастет до 1,5 млн единиц, а к 2020 году — до 2 млн. - Автомобильный рынок РФ занимает пятое место среди европейских стран по итогам 2016 года. - Количество легковых автомобилей в России на 1000 человек взрослого населения более чем на 40% ниже, чем в Западной Европе. - Средний возраст легкового автопарка в РФ составляет около 12,5 года. - Количество дилеров в России снизилось до 3,5 тысяч в 2016 году.

МОСКВА, 7 ФЕВРАЛЯ 2017 ГОДА. В 2017 году возможно начало восстановления российского автомобильного рынка: в базовом сценарии продажи начнут расти и достигнут 1,5 млн легковых и легких коммерческих автомобилей. Таковы результаты исследования компании EY «Автомобильный рынок России и СНГ». Согласно прогнозу, к 2020 году объемы продаж в России достигнут уже 2 млн легковых автомобилей, чему будет способствовать восстановление покупательной способности населения, низкая степень обеспеченности населения автомобилями, солидный возраст автопарка и развитие бизнеса в России крупными международными игроками.

Как показало исследование EY, по результатам 2016 года автомобильный рынок РФ занял пятое место среди европейских стран, уступив свои позиции Германии, Великобритании, Франции и Италии. Цены на автомобили в России в течение 2015-2016 годов увеличились в среднем на 40%, а объем продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в 2016 году приблизился к минимальной отметке за последние 10 лет и составил 1,4 млн единиц. Тем не менее, в 2016 году спад автомобильных продаж замедлился, составив 11%.

Андрей Томышев, старший менеджер EY, руководитель группы по оказанию услуг предприятиям автомобильной отрасли в СНГ, отмечает: «Восстановление рынка может начаться уже в 2017 году, а факторами, определяющими темпы восстановления, будут являться обменный курс рубля, цены на нефть, уровень ставок по автомобильным кредитам, эффективность мер государственной поддержки и перспективы снижения стоимости владения автомобилем. Кроме того, российский рынок по-прежнему представляет значительный интерес в долгосрочной перспективе, поскольку сохраняется низкая степень обеспеченности населения автомобилями и солидный возраст автопарка».

Так, по итогам 2016 года количество легковых автомобилей в России на 1000 человек взрослого населения (358 единиц) на 42% ниже, чем в среднем в Западной Европе (615 единиц), и на 55% ниже по сравнению со странами Северной Америки (776 единиц).

Средний возраст легкового автопарка в России составляет около 12,5 года. При этом средний возраст иномарок намного меньше — 9,9 года, а отечественных легковых автомобилей — 16 лет. Возрастная структура автопарка указывает на растущую необходимость замены морально устаревших и технически изношенных транспортных средств.

Андрей Томышев отмечает: «Потенциал восстановления рынка подтверждается и продолжением реализации иностранными компаниями своих планов по увеличению доли локальных мощностей, включая появление новых заводов, а также производство автокомпонентов. Несмотря на то что существенный спад продаж приостановил выпуск ряда марок и моделей, а также спровоцировал снижение загрузки мощностей, локализовавшие производство компании не отказываются от планов по дальнейшему развитию бизнеса».

Кроме того, российские автомобильные концерны планируют активное расширение экспорта, который рассматривается в качестве дополнительной возможности восстановления продаж в условиях сократившегося внутреннего спроса. Развитию отечественного автопрома также способствует государственная политика, направленная на стимулирование создания нового и увеличение существующего производства, а также на привлечение дополнительных инвестиций в отрасль.

Рынок легковых и легких коммерческих автомобилей

Как показало исследование, основную долю рынка занимают отечественные (26%) и иностранные марки, произведенные в России (57%). Главной причиной является ценовое преимущество производителей, которые имеют производственную площадку в РФ, что в условиях обесценивания российского рубля позволяет им проводить более гибкую ценовую политику.

В то же время доля российских брендов в общем объеме парка сокращается, поскольку устаревшие отечественные модели (снятые с производства модели LADA, Иж, Москвич) замещаются бюджетными иномарками. Эта тенденция усиливается благодаря растущей локализации производства зарубежных игроков и выходу на рынок новых бюджетных моделей иномарок в субкомпактном и компактном классах внедорожников.

Рынок грузовых автомобилей

Объемы продаж грузовых автомобилей зависят от количества текущих инвестиционных проектов в нефтегазовой и других крупных потребляющих отраслях, от объема коммерческих грузоперевозок, а также от оборота оптовой и розничной торговли.

За период с 2012 по 2015 год объем продаж в сегменте грузовиков снизился на 52%, в то время как в сегменте легких коммерческих автомобилей аналогичный показатель оставил 43%. В 2016 году рынок грузовиков начал восстанавливаться на фоне сокращения активности на рынке легких коммерческих автомобилей. В 2017 году продажи, согласно прогнозу, составят 76 тыс. единиц, а производство — 70 тыс. единиц.

В условиях экономического спада спрос на рынке грузовых автомобилей смещается в сторону российских брендов ввиду их ценового преимущества, большей степени локализации производства, а также меньшей подверженности себестоимости и цен влиянию девальвации рубля. Их доля на рынке в 2016 году составила 76%.

Дилерские сети

В настоящее время наблюдается тенденция к сокращению количества дилерских центров: в 2015 году оно уменьшилось на 16% — до 3,8 тыс. К середине 2016 года число дилеров составило 3,5 тыс. Основными причинами стали снижение прибыли ввиду низкой диверсификации бизнеса, высокая закредитованность и повышение риска банкротства дилеров.

На протяжении многих лет ключевым источником дохода дилеров были продажи новых автомобилей, в то время как на западных рынках доход формируется главным образом за счет прибыли от продажи подержанной техники, оказания сервисных услуг и послепродажного обслуживания. Для сравнения: доля подержанных автомобилей, продаваемых через дилерские сети в России, составляет около 7%, в Великобритании — порядка 40%, а в ряде стран Западной Европы — около 50%. В России у официальных дилеров обслуживаются в основном гарантийные автомобили, возраст которых не превышает трех лет. В то же время в Германии официальные дилеры обслуживают почти половину всех машин в стране в возрасте до восьми лет.

Сравнение РФ с западными странами также демонстрирует относительно невысокую степень охвата рынка дилерскими центрами — около 30 дилеров на 1 млн человек взрослого населения против 80-120 дилеров в Западной Европе. Это указывает на потенциал развития отрасли, который будет раскрываться по мере восстановления экономики и авторынка, роста автомобильного парка и показателя автомобилизации населения.

Информация о компании EY

EY является международным лидером в области аудита, налогообложения, сопровождения сделок и консультирования. Наши знания и качество услуг помогают укреплять доверие общественности к рынкам капитала и экономике в разных странах мира. Мы формируем выдающихся лидеров, под руководством которых наш коллектив всегда выполняет взятые на себя обязательства. Тем самым мы вносим значимый вклад в улучшение деловой среды на благо наших сотрудников, клиентов и общества в целом.

Мы взаимодействуем c компаниями из стран СНГ, помогая им в достижении бизнес-целей. В 20 офисах нашей фирмы (в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Владивостоке, Южно-Сахалинске, Тольятти, Алматы, Астане, Атырау, Бишкеке, Баку, Киеве, Ташкенте, Тбилиси, Ереване и Минске) работают 4500 специалистов.

Название EY относится к глобальной организации и может относиться к одной или нескольким компаниям, входящим в состав Ernst & Young Global Limited, каждая из которых является отдельным юридическим лицом. Ernst & Young Global Limited − юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Великобритании, − является компанией, ограниченной гарантиями ее участников, и не оказывает услуг клиентам. Более подробная информация представлена на нашем сайте: ey.com.

Глеб Костарев EY + 7 (495) 755 97 00
Оригинал пресс-релиза
Все пресс-релизы компании
  • Главное
  • Популярное