Эксперты-урбанисты составили рецепт идеального городского двора

Что такое двор в современном городе, какие функции он должен выполнять? Как менялись предпочтения горожан, что они хотят видеть в своих дворах сегодня и что готовы им предложить девелоперы. Эти вопросы стали предметом обсуждения участников круглого стола, организованного Группой «Эталон» в рамках Международной выставки «АРХ Москва».

Заместитель директора Института Генплана Москвы Марина Егорова, Глава архитектурного бюро Master’s Plan Юлия Зубарик и исполнительный директор ИГСП (в составе QUITE WHITE) Александр Зайцев познакомили аудиторию с городской политикой дворового благоустройства.

Марина Егорова сделала акцент на типологии дворовых пространств, в том числе, реализуемых по программе реновации. «Город не первый год поднимает этот вопрос – в чем преимущество двора без машин, что такое приватная территория, личное пространство. Об этом говорят и на уровне правительства Москвы, и крупные застройщики, которые это реализуют», - напомнила Марина Егорова. Эксперт считает, что сегодня можно выделить несколько типов дворовых пространств – замкнутый двор, который формируется периметральной застройкой, раскрытый двор - смешение приватных территорий, получающееся в случае, когда на одном участке существуют и старые, и вновь возводимые дома, составной двор, где нет сквозной пешеходной проницаемости, дворы свободной планировки, которые возникают около домов башенного типа. При этом, отметила Марина Егорова, двор – это «не только благоустройство, но имущественно-земельные и правовые отношения с жителями, в том числе, определяемые тем, насколько жители готовы вкладываться в дворовую территорию, заниматься ее благоустройством».

Юлия Зубарик продолжила тему градопланирования. «Мы не занимаемся конкретно проектированием дворов, но мы первыми получаем обратную связь от жителей на публичных слушаниях, потому знаем, чего они хотят. С учетом этих запросов мы задаем параметры дворовых пространств, чтобы на следующей стадии архитекторам было проще проектировать дворовые пространства», - говорит архитектор. Важное замечание: запросами жителей являются не только дворы, но также парки и скверы, которые должны стать территориями, объединяющими жителей отдельных дворов, общественным пространствами, формирующими облик района.

«Скверы и бульвары – неотъемлемая часть дворового пространства. Ни один человек в своей досуговой жизни не ограничивается одним двором. Жители хотят пространство, куда они могут выйти с колясками, покататься на самокате, на велосипеде». Что касается дворов, то здесь позиция архитектора однозначна: дворы должны быть без машин. «Двор – это многофункциональное пространство для всех групп населения, а машина должна стоять на парковке», - уверена Юлия Зубарик.

Исполнительный директор ИГСП (в составе QUITE WHITE) Александр Зайцев, отметил, что благоустроенное пространство «воспитывает» горожанина и формирует его внутренний мир. «Благоустройство на данном этапе - это тот инструментарий, который позволяет менять и формировать социальную среду, - говорит эксперт. - Девелоперу в новых проектах важно не замыкаться на благоустройстве только внутренних дворов, но важно думать и об интеграции в уже существующую среду. Такой подход позволяет бороться с маргинализацией окружения, он придаёт импульс для развития территории и открывает возможности для повышения капитализации следующих очередей проекта».

Коммерческий директор Московского территориального управления Группы «Эталон» Василий Фетисов привел примеры «эталонного» благоустройства дворовых территорий, на которые могут равняться коллеги. По его словам, в последние годы Москва задает тренд, с 2015 года идет активное развитие городской среды, программы «Моя улица», «Мой район», «Миллион деревьев», «Новые парки Москвы» преобразили город. «Коммерческие девелоперы, видя, как развивается Москва, обязаны опережать те тренды, которые задает город, выходить на более высокий уровень, становиться не последователями, а трендсеттерами», - говорит Василий Фетисов. В качественном авторском благоустройстве есть и сугубо коммерческий смысл. «В проектах комфорт плюс и бизнес-класса красивый двор напрямую влияет на интерес покупателей и скорость продаж», - добавляет Василий Фетисов.

Примеры – жилые комплексы, которые сегодня возводит Группа «Эталон». Первый - ЖК «Крылья» - новый комплекс на Юго-Западе города с большим объемом застройки – более 120 тыс. кв. м. Здесь реализуется концепция «Двор-парк», объединяющий различные зоны: «Городской лес», игровые площадки для детей, променад, места для занятий спортом и отдыха взрослых. «Это не классическое озеленение по нормативам, - говорит Василий Фетисов. - Хотя они, безусловно, соблюдены. Мы обязаны обеспечить спортивные площадки, площадки для игр и отдыха детей, взрослого населения. Все это сделано на новом уровне». В частности, во дворе предусмотрен прогулочный маршрут, протяженностью более километра, где можно гулять с колясками, детьми, бегать. «Фишкой» проекта является смотровая площадка и зона сбора жителей – мини-вечевая площадь, где можно проводить собрания, принимать коллективные решения, в частности, касающиеся того, как распоряжаться и развивать территорию в дальнейшем. Еще одно достоинство проекта – эксплуатируемые озелененные крыши.

Второй проект – «Серебряный фонтан» в районе метро Алексеевская. Здесь проект благоустройства принципиально иной, так как включает довольно большую историческую часть – территорию Алексеевской водоподъемной станции – объекта культурного наследия. «При разработке территории была задача совместить историческую застройку с новой», - рассказывает Василий Фетисов. На исторической территории сохранены вековые липы – около 150 деревьев. В новой части запроектированы пешеходные аллеи, площадки, фонтаны. В том числе, в старой части восстановлен исторический фонтан Уоллеса, в новой появились современные фонтаны. Объединяет проекты не только девелопер, но и автор благоустройства – ландшафтная компания ARTEZA, директор по развитию и Старший партнер которой Денис Кусенков считает, что «сегодня культура девелоперской работы делает качественный рывок, люди переходят к практическим шагам, чтобы получить качественный продукт, а не только красивую картинку». Эксперт выделяет три стадии реализации проекта благоустройства, каждая из которых одинаково важна: Проектирование (как концептуальное, так и рабочее); Строительство, в процессе которого важно, чтобы благоустройство не происходило по остаточному принципу; Эксплуатация. «Если мы возьмем впечатления покупателя от того или иного объекта, то покрытия и растения – это первое, что он видит. И на этой стадии он принимает решение, остаться на объекте или нет», - говорит Денис Кусенков. Важно и то, добавляет эксперт, что все решения, которые реализуются на стадии проектирования и строительства, должны позволять объекту благоустройства быть устойчивым к климату, эксплуатационным нагрузкам и т.д.

Грамотно спроектированные городские территории обеспечивают их привлекательность для различных видов торговли и предприятий сферы услуг, - считает председатель совета директоров компании RRG Денис Колокольников. По его словам, размещение коммерческих площадей необходимо проводить на самом раннем этапе планирования территории, при этом первые этажи должны стоить на 20-40% выше, чем жилье. Особое внимание, по словам эксперта, следует уделять комплексам с закрытыми дворами, где «необходимо максимально оставлять витрины и отдельные входы для коммерческих помещений». «Без отдельного входа снижается ликвидность и стоимость таких помещений на 20-30%», - отмечает эксперт.