Простые правила и совместная работа: как снизить заболеваемость школьников

Формирование правильного отношения к здоровому образу жизни — общая задача родителей и учителей.

Современные дети проводят в школах почти 70 процентов времени, и для снижения заболеваемости в образовательных организациях нужно создать здоровьесберегающую среду. Об этом рассказала заведующая отделением охраны здоровья матери и ребенка Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Минздрава России кандидат медицинских наук Татьяна Соколовская. Круглый стол на тему «Самочувствие школьника. Как обеспечить безопасность и укрепить здоровье детей и подростков в образовательном учреждении?» прошел 10 сентября в издательском доме «Аргументы и факты».

Создание здоровьесбергающей среды — главная цель проекта Минздрава «Школьная медицина». По предварительным данным, абсолютно здоровых школьников сегодня не больше 30 процентов (исследование в 10 регионах России завершится в конце 2019 года). Учебная нагрузка в младших классах составляет восемь часов в день, в старших — 10–12 часов, отметила директор института возрастной психологии Российской академии образования академик Марьяна Безруких. Важно, чтобы педагоги помогли детям адаптироваться к таким перегрузкам. Поэтому в программу педагогических вузов нужно вернуть курс возрастной психологии.

Заболеваемость ниже в тех классах, где учителя следят за выполнением рекомендаций специалистов. «В пик заболеваемости у любой образовательной организации есть алгоритм по введению карантина и принятию мер для минимизации последствий распространения заболевания. На сегодня требования по созданию безопасных условий пребывания в школе в здоровьесберегающей среде выполняются в школах, как правило, в полном объеме», — сказала Вита Кириченко, директор школы № 1520 имени Капцовых. По ее словам, формирование отношения к здоровому образу жизни — общая задача родителей и учителей.

Снизить школьную заболеваемость — задача реальная, считает заведующий кафедрой клинической иммунологии и аллергологии Высшей медицинской школы, главный педиатр детской городской клинической больницы № 9 имени Г.Н. Сперанского доктор медицинских наук Андрей Продеус. Для этого важно обучить родителей и детей основным правилам профилактики — мыть руки не менее четырех-пяти раз в день (это в четыре раза снижает заболеваемость), рационально питаться (в сезон простуд важно употреблять достаточное количество железа и витамина Д), высыпаться, делать необходимые прививки и активно двигаться на свежем воздухе.

Решить проблему низкой двигательной активности и питания можно только с участием семьи, подчеркнула директор Новосибирского НИИ гигиены Роспотребнадзора Ирина Новикова. Дети перенимают пищевые привычки родителей, например добавляют в пищу слишком много соли и сахара, поэтому отказываются есть школьную еду, приготовленную с учетом рекомендаций специалистов по здоровому питанию.

«Результат может дать только взаимодействие по принципу педагогического треугольника, когда ребенок, родители и учитель действуют сообща. Здоровым и активным образом жизни необходимо зацепить, заинтересовать, объяснить его важность на понятном ребенку языке. В Группе компаний “Просвещение” было создано пособие по внеурочной деятельности “Здорово быть здоровым”, в котором в доступной форме рассказывается об основах здорового образа жизни», — рассказала Кристина Колесникова, директор по внешним коммуникациям «Просвещения».

Учебно-методический комплекс «Здорово быть здоровым» рассчитан на пять возрастных категорий: дошкольников (5–7 лет), а также учеников 1–4-х, 5–7-х, 8–9-х и 10–11-х классов. Весь курс разделен на сквозные модули: «Социальная активность», «Правильное питание», «Физическая активность», «Интеллектуальное развитие», «Режим дня», «Гигиена». Важно, что в УМК рассматриваются вопросы не только физического здоровья, но и физиологии и психологии. Кроме теоретических материалов, в пособия включены практикоориентированные задания.