Готовимся к PISA. «Просвещение» представило в Брянске эффективные способы повышения уровня функциональной грамотности

Готовимся к PISA. «Просвещение» представило в Брянске эффективные способы повышения уровня функциональной грамотности

Об исследовании по модели PISA и успешных педагогических практиках участникам семинара-совещания рассказала Ольга Логинова, руководитель центра развития и управления качеством продукта «Просвещения».

В этом году Брянская область стала одним из регионов, где проведут оценку качества общего образования по модели PISA. Подготовке к проведению исследования посвятили семинар-совещание, который прошел 19 сентября в Брянском городском лицее № 1 имени А.С. Пушкина. В мероприятии приняли участие учителя химии, биологии, физики, математики и русского языка, а также руководители образовательных организаций, ответственные организаторы регионального исследования по модели PISA в муниципалитетах, школьные координаторы из образовательных организаций области.

PISA проверяет не столько предметные знания, сколько умения применять их в новых ситуациях, на практике решать задачи из разных сфер деятельности, работать в команде. Как показало это международное исследование, российские школьники обладают значительным объемом знаний, однако не умеют ими пользоваться. Поэтому важно повышать уровень функциональной грамотности. О том, как это сделать, участникам семинара-совещания рассказала Ольга Логинова, руководитель центра развития и управления качеством продукта «Просвещения».

Педагогам нужно создавать ситуации, которые мотивируют школьников учиться и сотрудничать: давать задания на работу в парах и малых группах, а также само- и взаимооценку. Загадки, парадоксы, инсценировки, конкурсы помогут инициировать учебную деятельность школьников.

Важно научить ребят основам поисковой деятельности: умению задавать исследовательские вопросы, выявлять противоречия, находить и формулировать проблемы, дискутировать, высказывать предположения и предлагать возможные способы их проверки. В этом помогут проекты и учебные исследования, посвященные самым разным темам. Это могут быть, например, исследования «Много ли сленга в моей речи?», «Насколько велика бесконечность?», «Можно ли по следу определить скорость тела?» и другие.

Повысить уровень функциональной грамотности обучающихся поможет серия изданий Группы компаний «Просвещение». Среди них пособия с исследовательскими и проектными заданиями по разным предметам, многофункциональные задачники по алгебре, геометрии, географии, русскому языку, сборники метапредметных заданий.

Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности опубликованы на сайте Института стратегии развития образования Российской академии образования. Примеры открытых заданий исследования PISA можно найти на сайте Федерального интитута оценки качества образования.