Учимся для жизни: лучшие практики формирования функциональной грамотности представили в Самаре

Главный редактор «Просвещения» Надежда Колесникова рассказала педагогам об исследовании PISA и заданиях, которые научат детей использовать знания для решения практико-ориентированных задач.

Ежегодно около 500 школ в нашей стране будут участвовать в исследовании качества образования по стандартам PISA. Это международное исследование проверяет функциональную грамотность 15-летних учащихся. Лучшим практикам формирования этого навыка посвятили конференцию, которая проходит с 22 по 28 октября в Самаре.

В пленарном заседании, состоявшемся 25 октября, приняла участие Надежда Колесникова, главный редактор «Просвещения». Мероприятие собрало более 240 руководителей, заместителей руководителей, педагогов общеобразовательных организаций Самарской области.

Задача нашей страны — войти в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования, напомнила участникам пленарного заседания Надежда Колесникова. Но позиции в престижных рейтингах не самоцель: они показывают, готовы ли ребята к будущей жизни, как они решают практико-ориентированные задания.

Согласно исследованиям PIRLS, TIMSS, PISA (2015–2016 гг.), у российских учащихся значительный объем знаний, но они не умеют применять их на практике. По результатам PISA у 90–95 процентов российских школьников в возрасте 15 лет недостаточно хорошо развита способность самостоятельно мыслить и действовать в сложных условиях.

«Одна из причин такого результата в том, что задания исследования PISA незнакомы большинству наших учителей и учеников. Поэтому «Просвещение» работает над двумя очень важными проектами. Это сборник эталонных заданий, которые объяснят и детям, и учителям, как решать, оформлять и оценивать такие задачи, а также тренажеры», — пояснила Надежда Колесникова.

Так, ребятам предлагается рассчитать проценты по кредиту, выяснить, насколько выгодна акция в магазине, в каком из месяцев наиболее вероятен сход лавины или в какой компании лучше всего застраховать имущество на случай стихийного бедствия.

Кроме того, важно создавать ситуации, которые мотивируют школьников учиться и сотрудничать. Для этого нужно давать задания на работу в парах и малых группах, а также само- и взаимооценку.

Теме функциональной грамотности был посвящен и информационной-методический семинар, который Надежда Колесникова провела 24 октября в одной из средних школ Самарской области. Он собрал более 200 педагогических работников региона. Главный редактор «Просвещения» также познакомила участников с пособиями серии «Функциональная грамотность. Тренажеры», которые помогают формировать умение использовать знания для решения жизненных задач, развивают активность и самостоятельность учащихся, вовлекают их в поисковую деятельность.