В «Просвещении» стартовала всероссийская конференция по русскому языку и литературе

28 октября 2019
Актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы в школе находятся в центре внимания участников всероссийской научно-практической конференции, которая открылась 28 октября в московском офисе группы компаний «Просвещение».
В мероприятии принимают участие ведущие специалисты региональных институтов развития образования, муниципальных методических служб, председатели региональных ассоциаций педагогов русского языка и литературы из 74 субъектов Российской Федерации.
В программе трехдневной конференции: современные подходы и пути их реализации в преподавании русского языка, литературы и русского родного языка в школе, вопросы формирования и оценки функциональной грамотности школьников, особенности государственной аттестации, современная русистика, обучение в рамках системы дополнительного образования и многие другие вопросы.
Лучшие авторы и педагоги
Обращаясь с приветственным словом к гостям конференции, генеральный директор «Просвещения» Дмитрий Климишин отметил, что спикерами на мероприятии выступят представители авторских коллективов учебников издательства по русскому языку, литературе и русскому родному языку.
«Наши авторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростовской области, Ярославля, Красноярска, Воронежа, Крыма готовы вместе с вами обсуждать актуальные вопросы филологического образования, в частности вопросы преподавания в школе русского языка, литературы и русского родного языка», — указал Дмитрий Климишин.
Он сообщил, что во второй день работы конференции состоится лекция победителя всероссийского конкурса «Учитель года России-2019» Ларисы Арачашвили. «Для нас большая честь сотрудничать с лучшими учителями страны», — отметил гендиректор «Просвещения».
Работа с текстом и «цифра»
«Грамота – это основа образования, а русский язык и литература – его важнейшие направления», — заявила в своем вступительном слове главный редактор «Просвещения» Надежда Колесникова. Она обратила внимание участников конференции на первую и главную проблему современной дидактики – умение прочитать и понять задание. «Потеря детьми навыка понимания и анализа текста приводит к проблемам и в других предметных областях», — указала Надежда Колесникова.
Она отметила, что с внедрением цифровой образовательной экосистемы учебник станет навигатором образовательного пространства, тем «устройством», которое будет при необходимости отсылать на различные платформы, где учащиеся смогут сами отрабатывать материал. «При этом как телевидение не убило театр, так и бумажный учебник останется в нашей дидактике как культурное основание. Поддержание высокого интереса учащихся к русскому языку и литературе, сочетая «цифру» и бумагу, – вот то, к чему нужно стремиться», — резюмировала Надежда Колесникова.
Русский язык в школе: новые проблемы, новые задачи
Ученый-лингвист Максим Кронгауз, автор бестселлеров «Русский язык на грани нервного срыва» и «Самоучитель олбанского», в своем выступлении указал на то, что школьное образование консервативно по своей природе, так как должно обеспечивать связь и преемственность поколений. «Это в огромной степени касается и школьного курса русского языка», — сказал он.
Однако, по его словам, консервативность школьного предмета «Русский язык» отчасти вступает в противоречие с теми интенсивными изменениями как самого языка, так и методов коммуникации, которые произошли в последние 30 лет.
«Мы все ощутили, что такое языковой разрыв между поколениями, когда дети начинают говорить иначе, и как это сказывается на отношениях отцов и детей. Школа, по-видимому, является единственным институтом, который может помочь преодолеть этот разрыв», — сказал Максим Кронгауз.
Он обозначил две основные проблемы, которые сопровождают преподавание русского языка в школе на современном этапе и требуют решения со стороны экспертного сообщества. «Это использование устаревшего языкового материала и устаревшей лингвистической теории», — отметил лингвист.
Фонохрестоматия и литературная карта России
Доцент кафедры методики преподавания литературы МПГУ Виктор Журавлев и ведущий научный сотрудник лаборатории общего филологического образования Института развития стратегии образования РАО Наталья Беляева уделили внимание обновлению содержания и методического сопровождения УМК «Литература».
По словам Журавлёва, обновление и доработка УМК по литературе является логичным шагом. «Программа по литературе с каждым годом и каждым классом призвана постепенно усложняться и подводить детей к анализу и интерпретации текста», — сказал эксперт.
Он отметил, что в рамках работы над данным УМК была предпринята первая попытка создать так называемую фонохрестоматию. «Фонохрестоматия — это не просто набор аудиовизуальных контекстов к произведениям литературы, а способ научить учащихся думать и анализировать. Сопоставляя авторское отношение к тексту с интерпретацией режиссера, композитора, актера, учащиеся учатся находить различия, сравнивать, делать выводы – одним словом, думать», — сказал он.
Кроме того, были сделаны первые шаги в создании литературной карты России – теперь учебники будут предоставлять информацию не только о биографии писателей или поэтов, но и об их родных или значимых для них местах, о музеях, заповедниках или выставках, посвящённых тем или иным литературным героям. «Создание такого историко-культурного фона играет важнейшую роль в развитии компетенций учащихся», – указал Виктор Журавлёв.
Наталья Беляева говорила о новом подходе к составлению поурочных разработок и методических пособий к УМК «Литература». «Важно не только приучать детей читать на уроках литературы, но и давать им мотивацию, учить искать информацию и получать результат самостоятельно», — отметила эксперт.
Она указала на все возрастающую роль, которую информатизация играет в системе образования. «Интернет — это огромное информационное поле, — говорит Наталья Беляева. — Важно сделать из этой просто информационной образовательную среду. Необходимо создание специальных учебных ресурсов, на которые можно будет давать ссылки, чтобы учащиеся могли сами проделывать проектную и исследовательскую работу по проверенным источникам».
10 тыс. заданий и подготовка ЕГЭ
Начальник отдела социально-гуманитарного образования МЦРКПО, председатель Ассоциации учителей русского языка и литературы ЕНАП Роман Дощинский рассказал об открытом банке оценочных средств по русскому языку, который размещен на портале Федерального института педагогических измерений.
«Открытый банк включает более 10 тыс. заданий по основным разделам курса русского языка «Чтение», «Письмо», «Слушание», «Говорение», «Основные разделы науки о языке», включая задания с устной формой ответа, а также 58 контрольных измерительных материалов для проведения итоговых работ для начального общего, основного общего и среднего общего образования», — отметил Роман Дощинский. По его словам, главные потребители этого банка — разработчики государственной итоговой аттестации и сотрудники региональных центров качества. Однако он будет полезен и многим учителям при построении учебных занятий.
О том, как подготовить учащихся к итоговой аттестации по русскому языку, какие учебные пособия доказали свою эффективность рассказал заведующий кафедрой русского языка и литературы Таганрогского института им. А.П. Чехова Андрей Нарушевич. По его словам, готовить к экзаменам нужно уже в основной школе. «Только долгосрочные проекты бывают успешными», — указал Нарушевич, автор УМК «Русский язык» и «Русский родной язык». Он рассказал об интересных заданиях для подготовки к ЕГЭ и типичных ошибках учащихся.
Новый предмет
О содержательных и методических аспектах нового предмета «Русский родной язык» шла речь в презентации профессора кафедры русского языка, современной русской и зарубежной литературы Воронежского государственного педагогического университета Ольги Загоровской.
«Русский родной язык» – это абсолютно новый предмет. Он отличается от традиционного курса «Русский язык» по целям, содержанию, статусу и месту в учебном плане, требованиям к результатам обучения и способам их оценивания. Предмет «Русский родной язык» ориентирован на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, но не на его замену», — указала она.
По словам Загоровской, основная цель нового предмета – формирование у школьников познавательного интереса и любви к русскому языку и через него – к родной культуре, осознание школьниками исторической преемственности поколений и своей ответственности за сохранение культуры народа.
«Новый предмет ориентирован на изучение русского языка как инструмента познания русской культуры и приобщения к русской культуре», — добавила Загоровская.
Она кратко охарактеризовала новый УМК «Русский родной язык», вышедший в «Просвещении». «В учебных пособиях присутствует четкая система рубрик, есть много таблиц, иллюстраций. Практически все задания и упражнения носят практико-ориентированный характер и предполагают самостоятельную работу», — отметила эксперт.
Крымский «Русский язык»
Актуальным вопросам современной русистики уделил внимание заведующий кафедрой филологии Крымского республиканского института постдипломного педагогического образования (КРИППО) Юрий Дорофеев.
По его словам, на русистику и преподавание русского языка сегодня оказывают влияние сразу несколько факторов. «Необходимо учитывать, что сегодня в России ведется преподавание русского как родного, как неродного, как государственного. Кроме того, на развитие и функционирование русского языка влияют региональные факторы, а также билингвизм и полилингвизм жителей России», — отметил он.
Доцент кафедры филологии КРИППО Мария Маркина-Гурджи представила участникам конференции учебные пособия по русскому языку, разработанные крымскими русистами, и рассказала об их особенностях. По ее словам, линейка пособий «Русский язык» под редакцией ректора КРИППО Александра Рудякова опирается на оригинальную лингвистическую теорию описания языка – лингвистический функционализм.
Группа компаний «Просвещение» Тел.: 8 (495) 789-30-40, доб. 44-83 pressa@prosv.ru
Оригинал пресс-релиза

Другие пресс-релизы

Все пресс-релизы компании