Развитие в России технологий возобновляемой энергетики, водородной инфраструктуры, улавливания и хранения углерода, накопителей и прочих перспективных направлений обсудили участники сессии «Создание технологий энергоперехода: актуальные задачи и пути их решения» на Международном форуме «Российская энергетическая неделя – 2022». Организаторы — ФГБУ «РЭА» Минэнерго России и Фонд Росконгресс при поддержке Министерства энергетики Российской Федерации.
В начале дискуссии модератор сессии, генеральный директор ООО «Н2 Чистая энергетика» Алексей Каплун попросил каждого эксперта назвать три технологии энергоперехода, которые, по их мнению, будут приоритетными для развития РФ в ближайшее время. В ответах участников прозвучали, в частности, следующие варианты: связывание, улавливание и использование диоксида углерода, использование электричества для производства промежуточных энергоносителей (прежде всего водорода), аккумулирование энергии в достаточно больших масштабах и топливные элементы.
Директор по развитию стратегических инициатив ПАО «Газпром нефть» Алексей Малютин в свою очередь выразил мысль, что в текущей политико-экономической ситуации драйвером развития энергоперехода в коротком горизонте будет выступать внероссийское общество.
«Драйвером потребления будет скорее всего то, что находится не в стране. С этой точки зрения ключевыми технологиями, по нашему мнению, будут являться не технологии потребителя, а технологии производителя: аминовая очистка дымовых газов под низким давлением, сжижение водорода и крупно объемная транспортировка. На коротком горизонте они могут дать мощный толчок к развитию этой отрасли», — пояснил Алексей Малютин.
Одной из важнейших задач, которая сегодня стоит перед Россией, является обеспечение технологического суверенитета страны. Для ее решения предприятия топливно-энергетического комплекса РФ уделяют большое внимание поддержке развития технологий возобновляемой энергетики, водородной инфраструктуры, улавливания и хранения углерода, накопителей и прочих перспективных направлений. В числе таких предприятий и ООО «РЭНЕРА», развивающее технологии в области систем накопления электроэнергии.
«К 2025 году мы открываем в России первую фабрику, которая будет производить литий-ионные ячейки и аккумуляторные батареи — в первую очередь для электродвижения и электромобилей, потому что, по всем оценкам, 90% спроса на такого рода решения формируются для электромобильных систем и около 10% — для возобновляемых источников энергии», — рассказал генеральный директор ООО «РЭНЕРА» Александр Камашев.
По словам генерального директора АО «Группа компаний ИнЭнерджи» Алексея Кашина, технологическим суверенитетом в полной мере сегодня не обладает ни одна из стран. «Технологический суверенитет — это, пожалуй, самый больной тип суверенитета. Его сегодня нет не только у нас, его ни у кого нет. Есть отдельные технологии, и, как правило, они распределены среди большого количества компаний. Если сравнивать нас с точки зрения уровня развития, то мы, конечно, отстаем. Но у нас есть преимущества и наш прошлый богатый опыт. Советский Союз во многих областях обладал технологическим суверенитетом, и здесь, наверное, можно вспомнить, как это делается», — сказал эксперт.
Еще один важный аспект развития топливно-энергетического блока России — кадровый вопрос. О том, каким образом необходимо перестроить подготовку специалистов для этой сферы, рассказал директор ФГБУН «Институт нефтехимического синтеза имени А.В. Топчиева Российской академии наук» Антон Максимов.
Эксперт акцентировал внимание, что выращивание специалиста в этой области происходит в среднем 10-15 лет и для того, чтобы создавать востребованные кадры, нельзя ставить рентабельность бизнеса впереди развития технологий. По мнению Антона Максимова, кадры должны готовиться по двум направлениям.
«Первое — это те, кто будет в конечном счете эти технологии применять. Здесь достаточно создать программы обучения и реализовывать их на уровне средних учебных заведений. Второе — разработчики технологий, и вот здесь должен возникать междисциплинарный продукт: люди должны быть и физиками, и химиками, и даже в чем-то экономистами. И это довольно сложная задача, она требует создания специальных программ повышения квалификации и существенной поддержки научно-технологических исследований. Это не только вузы, но и пилотные опытные мощности предприятий», — пояснил директор ФГБУН «Институт нефтехимического синтеза имени А.В. Топчиева Российской академии наук».
Тезис о необходимости уточнить требования к технологическим исследованиям поддержал и развил в своем выступлении директор по стратегии, слияниям и поглощениям ООО УК «МЕТАЛЛОИНВЕСТ» Юрий Гаврилов. «Мы можем оказаться в ситуации курицы и яйца. Для того, чтобы эти технологии экспортировать, нужно, прежде всего, проверенное промышленно подтвержденное комплексное решение, а для этого нужно что-то внутри сделать именно в комплексном виде. Следовательно, мы возвращаемся к вопросу инвестиций», — сказал эксперт.
«Что первично: экономическая эффективность проверяемых опытным путем технологий или сами технологии?» — это следующий вопрос, который возникает при размышлении на данную тему. «Может оказаться ситуация, — и мы знаем такие примеры — когда инвестируются огромные деньги, а на выходе получается не совсем тот продукт, у внутреннего рынка спроса на такие объемы не обнаруживается, а технологию в таком виде мы экспортировать не можем. Это очень важный момент. Нам нужно смотреть на этот вопрос в рамках политики, развивать ее так, чтобы она была достаточно гибкой, чтобы мы вопросы и внутреннего, и внешнего рынка вместе увязывали», — заключил Юрий Гаврилов.
Завершая дискуссию, модератор сессии, генеральный директор ООО «Н2 Чистая энергетика» Алексей Каплун предложил, учитывая нынешние политико-экономические условия, спрогнозировать взаимодействие России с зарубежными коллегами в сфере топливно-энергетической энергетики и обрисовать ближайшие перспективы страны в этой сфере.
«В начале этого года после известного числа в феврале в комплексной программе водородной энергетики произошел тектонический сдвиг практически по всем показателям. Однако, на мой взгляд, паника здесь излишняя, поскольку если мы посмотрим на карту, то дружественных нам государств больше и планы по развитию водородной энергетики и в принципе по энергопереходу у них крайне существенные, а технологий у этих стран нет. Как раз-таки представляется очень целесообразным экспортировать технологии этого сектора», — отметил директор Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ), партнер по электроэнергетике Vygon Consulting Алексей Жихарев.