Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») назвали самые популярные кредитные автомобили 2022 года. Чаще всего россияне оформляли кредиты на отечественные LADA — как при покупке новых машин, так и автомобилей с пробегом. Рейтинг наиболее популярных моделей, покупаемых в кредит, возглавили LADA Granta по новым и KIA Rio по подержанным машинам. При этом в структуре выдач автокредитов банка на новые автомобили 42% пришлось на отечественные бренды (по сравнению с 9% годом ранее), 26% — на корейские (50% — в 2021), 13% — на европейские (20% — годом ранее) , 12% — на китайские (10% — по итогам 2021г.), 7% на японские (11% — в 2021 г.) и менее 1% — на американские.
Согласно статистике выдач «Открытие Авто», за 2022г. заемщики чаще всего отдавали предпочтение автокредитам на подержанные автомобили (более 60% выданных автокредитов), среди которых наибольшей популярностью пользовались марки LADA, KIA, HYUNDAI, TOYOTA и VOLKSWAGEN, как и годом ранее. В ТОП-5 самых популярных кредитных моделей в сегменте АСП (автомобили с пробегом) вошли KIA Rio, HYUNDAI Solaris, LADA Granta, LADA Vesta и VOLKSWAGEN Polo. Популярностью пользовались машины 2011-2013 и 2018-2019 годов выпуска, то есть авто 10-12 лет, которые составили четверть продаж, и ТС 3-5 лет (еще 15%). Спрос на вторичном рынке стабильно высокий, дефицит ликвидных авто все еще высок, относительно новых образцов АСП становится все меньше, а средний возраст покупаемых в кредит подержанных машин продолжает расти.
При этом во втором полугодии тренд изменился: за счет программы льготного автокредитования с августа по ноябрь стабильно росла доля автокредитов, оформляемых на новые транспортные средства. В сегменте новых авто ТОП-5 брендов по продажам в кредит в банке «Открытие» составили по итогам 2022г. LADA, HYUNDAI, KIA, HAVAL и RENAULT (HYUNDAI, KIA, LADA, SKODA и GEELY — годом ранее).
За счет успешных продаж первого квартала и запасов на складах места в пятерке наиболее часто оформляемых в кредит новых авто все еще удержали южнокорейские бренды KIA и HYUNDAI, а также французская RENAULT. При этом лидерство LADA в кредитных продажах также логично: именно стабильные сделки по отечественной марке, в том числе в рамках программы государственного субсидирования, поддержали падающий российский авторынок, не дав ему рухнуть еще сильнее. В российском авторитейле общая доля АвтоВАЗа составила 27% по итогам 2022г., в кредитных продажах банка она также выросла — с 7% до 39%. При этом наибольшую долю продаж бренду по-прежнему обеспечивает единственная модель — Lada Granta. В пятерке самых популярных моделей новых авто, на которые заемщики «Открытие Авто» брали автокредиты в 2022 г., оказались LADA Granta, HYUNDAI Creta, LADA Niva, HYUNDAI Solaris и KIA Rio.
Тогда как западные, корейские и японские марки в течение года постепенно становились исчезающим видом среди доступных к покупке новых автомобилей, в лидеры продаж в последние месяцы вышли китайские Сherry, Geely и Haval. Это подтверждают и выдачи банка по итогам 4 квартала 2022г. Чаще всего в этот период клиенты покупали в кредит машины брендов LADA, HAVAL, KIA, HYUNDAI и CHERY, а по моделям отдавали предпочтение LADA Granta, LADA Niva, HAVAL Jolion, LADA Niva (4×4) и LADA Vesta. Автопроизводители из Поднебесной в этом году в целом уверенно (хоть и в меньших по сравнению с прошлым годом объемах) продавали свою продукцию. Правда, рост в кредитных продажа банка (с 10% до 12% за год) оказался скромнее, чем в целом по авторынку, где их доля увеличилась за 12 месяцев с 7% до 18%.
Интересным выглядит и структура кредитных выдач по стране происхождения покупаемых автомобилей. Если в 2021 году в россияне чаще всего оформляли автокредиты на новые автомобили корейских (50% выдач) брендов, далее по предпочтениям следовали европейские (20%), японские (11%), китайские (10%), отечественные (9%) и американские марки (мене 1%), то в 2022 году картина изменилась кардинальным образом. В 2022 году 42% выданных автокредитов на покупку новых машин пришлось на отечественные бренды (рост доли составил более чем в 4 раза), 26% — на корейские, 13% — европейские, 12% — китайские, 7% — японские и менее 1% — на американские.
Руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая:
«В текущем году дефицит машин никуда на исчезнет. Параллельный импорт, который скорее всего не превысит 10% от общего объема продаж, пока не сможет заместить ушедшие бренды. Российский автопром при этом будет развиваться все активнее, и марка Lada имеет шансы занять половину рынка. Не будут отставать и «китайцы»: с учетом их грандиозных планов доля всех брендов из Поднебесной вполне может составить третью часть российского авторитейла. К отечественным и китайским производителям в новой автомобильной реальности вполне могут прибавиться индийские и иранские автоконцерны, присматривающиеся к нашему рынку после тотальных перемен. Что касается иностранных игроков, кто бы ни пришел на российский рынок, очень важно, чтобы у него был конкурентный продукт в сегменте бюджетных машин в районе 1,5-1,6 млн рублей, нехватка которых сегодня наиболее ощутима. В целом, мы ожидаем в 2023 году роста продаж новых авто на 15-20%, а кредитных выдач в этом сегменте — на 20-25%».