Согласно социологическим опросам, 67 % граждан страны считают семью главной ценностью, отметила первый замминистра труда и социальной защиты России Ольга Баталина на форуме «Сильные идеи для нового времени».
«Подавляющее большинство людей, независимо от пола, возраста, региона проживания, характера деятельности, отмечает, что семья для них – главная ценность. При этом, если среди старшего поколения 94 % опрошенных отвечают: «да, для меня семья – это главная ценность», то в группе 18-24 – это 57 %. Это большой разрыв – 57-94 %. И понятно, что для нас именно эта группа является ключевой, потому что это будущие родители», – сказала Ольга Баталина на сессии «Формула демографии: от народосбережения к народостроительству».
По ее словам, формулу рождаемости для страны, отдельных регионов сейчас предстоит придумать, «но не только властью, но и всем обществом». В этой формуле прежде всего нужно учитывать ценностный фактор. «Цель проведения Года семьи – не сколько выработка новых решений, сколько общественный разворот к институту семьи и формирование уважительного отношения к многодетной, многопоколенной семье», – считает Ольга Баталина.
Советник генерального директора ВЦИОМ Елена Михайлова добавила, что основа для этого есть – порядка 50 % граждан считают идеальной семью ту, в которой воспитывается от трех детей. Для поддержки таких семей участники форума «Сильные идеи для нового времени» предложили 1,1 тыс. идей и решений. На сессии свой проект «Семья – основа мира» представила председатель Ассоциации организаций по защите семьи Мария Филина. Цель проекта – укрепить в обществе положительный образ материнства, отцовства, детства, а также семьи, в которой живут несколько поколений. На примерах реальных российских семей в рамках проекта показывают дружные и доверительные отношения среди родных, рассказывают успешные истории тех, для кого опорой является традиционная семья.
Следующий по важности фактор после ценностного, который нужно учитывать при составлении «формулы рождаемости», – достаточность ресурсов для создания семьи и появления детей. На первый план здесь выходит состояние репродуктивного здоровья. «Два года подряд Правительством России проводится с семью регионами пилотный проект «Репродуктивное здоровье», в котором совершенно одинаковое внимание уделяется как мужчинам, так женщинам», – отметила Ольга Баталина.
А в Калиниградской области, где растет количество первых рождений, но нет положительной динамики по вторым и третьим, создали новую модель по доабортному консультированию женщин – Единую службу репродуктивного выбора. «Мы вышли за рамки приказа Министерства здравоохранения и обеспечили комплексное социально-медицинское сопровождение женщин, стимулируя их отказ от прерывания беременности», – рассказал губернатор Калининградской области Антон Алиханов.
Во время консультирования специалисты выясняют причины и мотивы желания прервать беременность, предлагают женщине комплексный план по их решению, информируют о мерах социальной поддержки. В дальнейшем – сопровождают семьи во время беременности, а также в течение полугода после рождения ребенка, когда важно помочь в решении первых бытовых проблем. В результате комплексной работы показатель абортов по желанию женщины уменьшился на треть.
Третий важнейший фактор в формуле рождаемости – материальная поддержка семей с детьми. За 20 лет охват семей мерами финансовой поддержки вырос в 10 раз. Ключевую роль играет единое пособие, которое получают родители почти 11 миллионов детей и 400 тысяч беременных женщин. Еще одну меру поддержки – материнский капитал – получили уже 13,8 миллиона семей, из них порядка 900 тысяч в прошлом году. Также необходимо вовлекать бизнес, крупных работодателей, которые будут создавать на своем уровне комфотные условия для сотрудников с детьми, отметили спикеры сессии.
Очная форума «Сильные идеи для нового времени», организуемого Агентством стратегических инициатив (АСИ) и Фондом Росконгресс, соорганизатор форума – ВЭБ.РФ, проходит 19-20 февраля в Москве. Стратегический партнер форума – ПАО «Россети». Коммуникационный партнер – Медиахолдинг MAER. Партнер деловой программы – ПСБ и АО «Трансмашхолдинг». Спонсор деловой программы – Банк ВТБ. Специальный партнер – ПАО Сбербанк. Спонсор по организации – АО «Россельхозбанк». Партнеры по организации: Государственная компания «Российские автомобильные дороги» и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» (Госкорпорация «Росатом»). Партнер культурной программы – Министерство культуры РФ.