Эксперты обсудили тенденции развития рынка альтернативных растительных продуктов в рамках панельной дискуссии «Цифровые продукты. Протеиновая гонка и мясо единорога». Ключевыми направлениями дискуссии стали возможности развития альтернативных продуктов питания на российском рынке, современные тренды в технологиях производства, обработки и приготовления пищи.
Модератором сессии выступила директор Agrotech Hub биомедицинского кластера Фонда «Сколково» Наталья Чернышева, которая открыла сессию словами о текущей мировой повестке: «Рост интереса к альтернативной гастрономии обусловлен мировым трендом к здоровой еде, увеличению заботы о природе и росте инновационного потенциала разработок в фудтехе».
Генеральный директор ООО «Энтопротеин» Евгений Демидов поделился своим видением развития технологий обработки и приготовления альтернативной еды, а также рассказал о деятельности своей компании: «Современное сельское хозяйство — это высокотехнологичная область. В нем сейчас активно применяются дроны, искусственный интеллект и биг-дата. Все это обусловлено необходимостью прокормить стремительно растущее население земного шара. При этом еще нужно как-то увеличивать продуктивность и снижать стоимость производства еды. Хотелось бы сделать это дешево, быстро и экологично. Отсюда рождается ряд трендов на производство альтернативной пищи. Есть, к примеру, синтетическое мясо, которое выращивается в биореакторах. Однако существует еще более экологичная и дешевая альтернатива в виде белка насекомых. Его производство требует кратно меньше ресурсов, к тому же, согласно данным ООН, около 2 млрд человек на ежедневной основе потребляет насекомых. В нашем производстве мы придерживаемся концепции сити-фермерства, только вместо растений мы выращиваем насекомых и затем перерабатываем их в муку с высоким содержанием белка — около 80%. Применять ее можно, к примеру, в изготовлении спортпита и суперфудов. По нашим наблюдениям, около 30% населения готовы употреблять такой экзотичный продукт».
Основатель 5Yes! Анна Давидова рассказала о развитии рынка альтернативных молочных продуктов в России: «У нас приличная доля продаж в HoReCa, так как динамика спроса на альтернативное молоко в этих каналах очень хорошая. Большое количество заведений заинтересованы в развитии этой категории, они предлагают разнообразный выбор альтернативных молочных продуктов и делают акцент на их высоком качестве. Сейчас доля таких заказов доходит до 30%, люди стали понимать, что это вкусно, полезно и интересно, — соответственно, увеличиваются обороты. Тем не менее, несмотря на рост рынка альтернативных продуктов в России, его объемы пока что небольшие — примерно составляют 1%. Мы будем увеличивать долю альтернативного молока, наши продукты отличаются инновациями, мы много вкладываем в разработку формулы продукта и в создание инновационных ингредиентов».
«Мы отталкиваемся от мнения целевой аудитории. Перед тем как вводить что-то новое, мы проводим опросы и фокус-группы, чтобы узнать, насколько нашим потребителям будет интересно увидеть новый продукт. Согласно полученным данным, у ЦА яркий интерес в направлении растительной молочки. Тенденция потребления альтернативного молока будет кратно увеличиваться, и в ближайшие 2–3 года прирост в данном сегменте составит 70–80%», — рассказал ресторатор и практикующий бизнес-тренер Максим Котляренко.
Своим мнением о направлении развития рынка альтернативных продуктов поделилась руководитель группы потребительских исследований и инноваций дирекции разработки продуктов Health&Nutrition Елена Таракановская: «Мы регулярно занимаемся анализом потребительских предпочтений и проводим сенсорный анализ рынка. В основном сейчас потребность в таких продуктах есть у веганов и флекси-вегетарианцев, однако есть тенденция популяризации напитков среди ЗОЖ-комьюнити. Напитки приходят к нам через кофе, все больше людей предпочитают альтернативное молоко обычному. Поэтому, в первую очередь, мы ожидаем расширение линеек напитков — в частности, появления большего ассортимента кедрового, фундучного, конопляного молока. Рынок будет усложняться и дробиться. Ну и, конечно же, кулинария, где основная точка роста будет через готовые блюда и соусы».
«Культурный код и вкусовые привычки наших потребителей очень стабильны. Повара изобретают новые виды блюд и продуктов, а потом исключают их из меню, потому что не все принимают новинки сразу. Самая большая проблема состоит в том, что если нам не понравилась новинка, мы ее выбрасываем. Именно поэтому нам очень важно понимать карту питания нашего потребителя, ведь большинство принимает решения на основе впечатлений», — отметила генеральный директор Ассоциации сетевых предприятий питания Наталья Иванова.
Фотохостинг мероприятия находится на сайте форума.
Форум «Открытые инновации» проводится с 2012 года и является одной из самых влиятельных дискуссионных площадок, посвященных инновационному развитию. Организатор — Фонд «Сколково», соорганизатор — Правительство Москвы. Мероприятие проводится при поддержке ВЭБ.РФ. Генеральные партнеры форума: ПАО «Сбербанк», Госкорпорация «Росатом», ПАО «Ростелеком» и ОАО «РЖД». Пресс-центр форума — коммуникационная группа АГТ.