Эксперты банка «Открытие» (входит в группу ВТБ) на основе данных компании Автохаб проанализировали цены мая на популярные машины с пробегом 1 . Столь же резких, как в апреле, колебаний прайс-листов в последнем весеннем месяце не происходило. Рынок в целом стабилизировался. Причем 13 моделей из топ-20 наиболее востребованных отметились тем, что подешевели в среднем на 2-5%. Однако наиболее ярко среди них проявили себя уже широко представленные на вторичном рынке «китайцы». Пять моделей марок Geely, Chery и Haval продавцы стали предлагать на 5-9% дешевле. Наибольшим снижением и в процентном соотношении, и в абсолютном отметился вседорожник Geely Monjaro. Похоже, что обилие новых китайских автомобилей, предложенных с весомыми поддержками импортеров, стало влиять и на аппетиты продавцов чайна-каров во вторичном сегменте.
Самый популярный автомобиль в гамме Geely — кроссовер Monjaro — долгое время продавался в России в основном по каналам параллельного импорта. Машины, завезенные дистрибьютором, были как минимум на полмиллиона рублей дороже. С апреля текущего года, когда прежние «серые» источники завоза товара перестали быть экономически выгодны, импортер мог бы радоваться новому рыночному порядку и ждать прилива активности покупателей в салонах. Однако клиенты решили иначе: объемы бизнеса по Monjaro рухнули на 36% относительно марта. Покупатели не горели желанием платить за машину 4,5-5 миллионов рублей, когда еще месяц назад она была дешевле четырех миллионов. Дистрибьютор вынужден был снижать цены, а максимальные скидки составили до 450 тысяч. Естественно, что на это отреагировал вторичный рынок. В мае Monjaro с пробегом стали продавать в среднем на 337 тысяч рублей дешевле по отношению к апрелю. В процентном соотношении это оказалось самым резким снижением за месяц (-8,5%).
Заметнее других популярных машин «вторички» дешевели и другие востребованные «китайцы». Впрочем, здесь о прямом снижении цен в салонах говорить не приходится. Доступность товара росла за счет вполне щедрых поддержек дистрибьюторов, что также неизбежно отразилось на конечных ценах вторичного рынка. Так, кроссоверы Chery Tiggo 4 и Tiggo 7 Pro подешевели за май на 5,6-6%, паркетник Geely Coolray — на 5,3%, а Haval Jolion — на 4,7%.
Отечественный вседорожник-долгожитель Lada Niva Legend получалось в мае продать в среднем чуть дороже миллиона рублей. Это на 4% меньше, чем в апреле. Сезонные колебания спроса, когда после зимних сугробов и весенней распутицы на дорогах становится не так скользко, по-прежнему сильно влияют на популярность этой машины. В то же время Kia Rio, Hyundai Solaris и Creta продолжили в мае дешеветь на 2-3% по другой причине: рынок постепенно наполнятся теми же машинами, собираемыми на том же заводе, хотя и под другой «фамилией».
В свою очередь колебания цен плюс-минус 2% на четыре модели Toyota (Саmry, RAV-4, LC Prado и LC 300) объясняются чисто рыночными законами, а не какими-то новыми событиями в авторитейле. По одним японским моделям количество предложений не позволяло торговать дороже, по другим еще оставался запас для роста ценников. В околонулевой зоне корректировки оказались также прайс-листы таких моделей, как Renault Duster, BMW X6 и X5, Kia K5, Hyundai Palisade и Lexus RX. Разве что Hyundai Santa Fe пошел наперекор тренду и прибавил 4,3% или почти 200 тысяч рублей. Этот автомобиль постепенно стал переходить у нас в разряд дефицитных. Новых Santa Fe на рынке было всего несколько десятков, хотя еще в начале весны предложения исчислялись сотнями, а свежие «трехлетки» не спешили появляться на агрегаторах.
В целом в топ-20 наиболее популярных машин вторичного рынка 13 подешевели, одна сохранила прежнюю стоимость, шесть незначительно подорожали. При этом вторичный рынок по-прежнему остается гораздо активнее рынка новых автомобилей, но во многом переживает сейчас не лучшие времена.
Впрочем, первые дни июня уже показали, что активность покупателей относительно мая оказалась чуть выше. Новостной фон об очередном скором повышении утилизационного сбора опять создает нужную продавцам срочность. А значит, едва наметившаяся хрупкая стабильность цен может быть нарушена. Пока остается вопросом, произойдет ли это летом или ближе к традиционному осеннему всплеску продаж.