Премьер-министр Михаил Мишустин поручил разработать Стратегию развития креативной экономики до 2036 года. Соответствующий документ должен быть подготовлен и представлен к середине февраля 2026 года. Среди ключевых направлений креативной экономики народные художественные промыслы, кино и анимация, исполнительские виды искусства, музыка, мода и другие сферы – всего 16 направлений. Руководитель региональных проектов Фонда «Наше будущее» Денис Богатов считает, что сейчас подходящий момент для объединения креативных индустрий с социальным предпринимательством.
Сегодня часть социальных предприятий работает в сфере креативной экономики. Среди них:
- Мастерская Самбу Батонимаева в Улан-Удэ, где изготавливают традиционную бурятскую мебель, алтари и внутреннее убранство для буддийских храмов.
- Семейное предприятие «Важский текстиль» в Вологодской области, где выпускают изделия из натуральных тканей: постельное бельё, текстиль для кухни, домашнюю одежду, сувениры, текстиль для бани и сауны.
- Компания «Берёста» в Новгородской области, которая производит фарфоровую посуду с берестой. В сотрудничестве с несколькими музеями-заповедниками компания выпустила коллекции, посвящённые мастерам отечественной словесности: Чехову, Лермонтову, Толстому.
- Студия 3D-моделирования «Балахнинский сувенир» в Нижегородской области, где изготавливают и реставрируют элементы декоративного искусства.
- Гончарная мастерская «Дело в глине» в Ижевске, где детей и взрослых обучают работать на гончарном круге.
Денис Богатов уверен, что креативные индустрии – одна из самых перспективных и быстрорастущих на сегодняшний день секторов экономики. У общества появился запрос на новый тип профессионалов, которые создают не только проекты с определённым экономическим эффектом, но и проектируют ценностный эффект, работают со смыслами и культурными кодами, влияющими на качество жизни человека.
«Социальное предпринимательство тесно переплетается с креативными индустриями, поскольку обе сферы основаны на внедрении инноваций, творчестве и решении общественно значимых задач. Социальные предприниматели активно используют в своей деятельности творческие подходы и авторские продукты. Также нужно отметить, что организации, работающие в креативной индустрии, часто могут получить статус социального предприятия, поскольку оказывают социальное воздействие. Обе эти сферы могут взаимодополнять друг друга и формировать экосистему, в которой человек и творчество являются ключевыми составляющими. Сейчас самое время начать интеграцию креативных индустрий и социального предпринимательства», – считает эксперт.