Девелоперская компания Enka взялась за развитие розничного бизнеса

Турецкая девелоперская компания Enka передумала отказываться от ритейла в России. Она вновь взялась за развитие сети «Ситистор», чтобы в будущем дороже продать непрофильный бизнес инвесторам

Enka

Турецкий многопрофильный холдинг. крупнейшие владельцы – Синан Тара и члены его семьи (49,7%), семья Гюльчелик (31,4%), в свободном обращении 18,35%. капитализация – $8,16 млрд. финансовые показатели (9 месяцев 2010 г., МСФО): выручка – $3,49 млрд, чистая прибыль – $416,76 млн.

Enka открыла осенью два магазина «Ситистор» в новом для нее формате мини-маркетов, рассказал «Ведомостям» начальник отдела маркетинга, закупок и логистики ООО «Энка ТЦ» Бирол Юксел. Они открылись на первых этажах офисных зданий «Башня на набережной» и «Павелецкая плаза», принадлежащих Enka. «Сейчас в сети 16 магазинов, и мы ищем возможности для развития», – добавил Юксел.

Еще надавно девелопер планировал отказаться от ритейла. В сентябре 2007 г. Enka потратила $542,5 млн на выкуп 50% компании «Рамэнка», управляющей сетью «Рамстор», у холдинга Migros, с которым владела сетью на паритетной основе. Тогда в сети было 42 магазина и 10 торгцентров. Уже в декабре того же года Enka продала 14 гипермаркетов «Рамстор» французской Auchan примерно за $260 млн (покупатель получил право долгосрочной аренды 13 магазинов и один магазин в собственность). Доходы «Энка ТЦ», управляющей торговыми площадями, от аренды в 2009 г. составили $120 млн.

В течение 2008–2009 гг. Enka закрывала «Рамсторы» в регионах по истечении срока аренды помещений. В ноябре 2009 г. компания наняла Bank Societe Generale Vostok для продажи оставшихся у нее 17 «Рамсторов» в Московском регионе. Компания оценила их в сумму, соответствующую докризисной выручке (около $170 млн в 2007 г.), но покупателей не нашлось.

В начале 2010 г. Enka переименовала «Рамсторы» в «Ситисторы» и начала сокращать сеть. К апрелю она закрыла три объекта, и в сети осталось 14 магазинов. Представитель Enka тогда утверждал, что постепенно будут закрыты и они.

Но теперь планы компании изменились. «Мы закрыли нерентабельные магазины. Сейчас «Ситистор» – это здоровый, прибыльный бизнес», – говорит представитель Enka. На начало 2011 г. запланировано открытие еще двух-трех магазинов – мини-маркетов и полноценных супермаркетов, добавляет он.

Владельцы «Ситистора» не отказываются от идеи продать сеть. «Если поступит хорошее предложение, то этот бизнес может быть продан, если нет – мы продолжим его развитие», – отметил Юксел, подчеркнув, что ключевой бизнес Enka – это девелопмент. Если бы единственной целью компании была продажа сети, ей не обязательно было бы развивать ее, считает директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. Но в любом случае, убежден аналитик «Инвесткафе» Антон Сафронов, покупатели розничных активов хотят видеть развивающийся бизнес. Он считает, что у сети есть привлекательные объекты, такие как супермаркеты на Комсомольской площади и у метро «Сокол», способные заинтересовать крупных столичных ритейлеров. Оценить стоимость «Ситисторов» эксперты затрудняются – компания не раскрывает финансовых и операционных показателей бизнеса.