Москомнаследие заставит владельцев памятников страховать здания от разрушения

Однако не все девелоперы верят в действенность этих мер
М.Новиков

Москомнаследие заставит владельцев памятников истории и архитектуры страховать их от разрушения и предложит бизнесу льготы и субвенции за научную реставрацию подобных объектов. Такие инициативы содержатся в принятой правительством Москвы госпрограмме «Культура Москвы на 2012-2016 гг.» (есть у «Ведомостей»). Также ведомство инициирует поправки в законодательство, которые позволят ему и проводить внеплановые проверки собственников исторических зданий. Однако не все девелоперы верят в действенность этих мер.

Концепцию «О государственной охране, сохранении, использовании и популяризации объектов культурного наследия на 2012–2016 гг.» (опубликована на официальном сайте комитета по культурному наследию г. Москвы dkn.mos.ru), в которой прописаны инициативы Москомнаследия, ведомство вынесло на обсуждение еще весной. Затем концепция была включена в госпрограмму «Культура Москвы на 2012-2016 гг.» в качестве отдельной подпрограммы. Столичное правительство одобрило госпрограмму в мае текущего года. Она вступает в силу с 2012 г.

С этого времени должен заработать механизм обязательного страхования ответственности владельцев памятников истории и архитектуры. В настоящее время в столице насчитывается 5000 памятников, из них половина находится в частной собственности. «Если свои памятники город еще приводит в порядок, то на чужие объекты мы не можем тратить ни рубля из бюджета Москвы, иначе это сразу станет предметом расследования прокуратуры как нецелевое расходование бюджетных средств», - говорит Николай Переслегин, советник руководителя департамента культурного наследия. Москомнаследию приходится искать собственника, заключать с ним охранное обязательство и потом пытаться принудить его выполнить обязательства по реставрации объекта. Многие из этих владельцев недоступны - например, они живут за границей, сетует он.

Теперь же, продолжает Переслегин, если собственник в оговоренный срок не отреставрирует памятник или ничего не сделает для его сохранения, то средства на реставрацию выплатит страховая компания, которая уже сама будет разбираться с владельцем имущества. Сотрудникам Москомнаследия больше не придется бегать за такими нерадивыми собственниками, понуждая их к реставрации. Размер страховой суммы пока уточняется, но в любом случае это будут миллионы долларов, уточняет Переслегин.

Еще одной мерой Москомнаследия по сохранению памятников истории и архитектуры стало введение рыночных механизмов стимулирования привлечения частного капитала в качественную научную реставрацию. Так, в концепции предусмотрено, что арендатор, который провел в памятнике реставрацию, будет иметь приоритетное право приобрести этот объект на торгах. В Москве 10 лет назад Кристофер Муравьев-Апостол взял особняк Муравьевых-Апостолов на Большой Басманной, 23, в аренду и за свои средства — более 10 млн евро - сделал там качественную реставрацию. Если сейчас это здание город выставит на торги, то ему придется участвовать в конкурсе наравне с остальными претендентами. Получается, он должен два раза платить за свою реставрацию, отмечают в Москомнаследии.

После незаконного сноса дома Кольбе на Якиманке компанией Capital Group появилось еще одно изменение с сфере охраны исторических зданий. Теперь по каждому значимому зданию, на снос которого ОАТИ выдает ордер, будет повторно проводиться проверка законности решения на снос объекта. Соответствующее письмо есть в ОАТИ, инициатива комитета по культурному наследию поддержана мэром Москвы Сергеем Собяниным, сообщили в Москомнаследии.

Также в Москомнаследии надеются внести поправки в 294-ФЗ, который запрещает внеплановые проверки частного предпринимательства. «Но мы не проверяем хозяйственную деятельность, а только сохранность объекта культурного наследия. Если нам сегодня поступит сигнал, что разрушают дом Пашкова или особняк Рябушинского, наша инспекция не сможет туда быстро выехать. Сначала нам придется отправить запрос в прокуратуру. Через неделю она выдаст или не выдаст разрешение на проверку. И когда мы туда приедем, может оказаться, что проверять уже нечего», - говорит Переслегин.

Опрошенные «Ведомостями» девелоперы сомневаются в эффективности предложенных Москомнаследием мер. «В Москве правообладателями памятников архитектуры порой являются фирмы-однодневки, применять какие-либо санкции к ним практически невозможно, как минимум весьма затруднительно. Если разрушение памятника архитектуры будет экономически оправданно для правообладателя, никакой договор страхования памятник не спасет», - комментирует руководитель юридического департамента компании Penny Lane Realty Сергей Поправка. По его мнению, чтобы указанные меры заработали, необходимо принятие соответствующего федерального закона, как было с ОСАГО.

Вадим Жук, гендиректор ГК «Жилищный капитал», также считает, что страхование зданий-памятников в столице не будет эффективным. «Полагаю, что эта мера нужна скорее Москомнаследию для отчетности, «дескать, сделали все, что могли, а памятники все равно разрушаются», - говорит он. Также, по его мнению, не всех девелоперов привлечет перспектива заниматься научной реставрацией и реконструкцией исторических зданий. «Если объект надо реконструировать, начинается ходьба по кругу, у согласующих организаций возникает масса вполне обоснованных вопросов, на которые согласующие органы не спешат ответить», - говорит он.

Директор по развитию KR Properties Павел Сальников рассказывает, что в Европе практика страхования давно и успешно работает: на объект оформляется охранное обязательство с перечнем того, что должен регулярно делать для сохранения/содержания памятника владелец, может быть требование об обязательном допуске публики для осмотра памятника в предписанные периоды времени, даже если памятник используется как жилое помещение. Естественно, он ограничен в проведении ремонтных работ. «К нему применяются разорительные санкции и даже уголовная ответственность при нарушении охранных обязательств. И конечно, все обязательно страхуется, - продолжает Сальников. - Владелец не может не выполнять эти требования».

Сейчас в Москве штраф за причинение ущерба объекту культурного наследия — 1 млн руб., и это самый большой штраф в России (в регионах — 30 000 руб.). Как правило, эти суммы заранее закладываются девелоперами в бизнес-план. За последние 15 лет в Москве было снесено около 1000 исторических зданий.