Московский планетарий бьет рекорды посещаемости

На реконструкцию Московского планетария потребовалось 17 лет и 4,125 млрд руб. Но в планетарии считают: оно того стоило.
А. Махонин

После торжественного открытия 12 июня 2011 г. восстановленный и расширенный комплекс на Садово-Кудринской, 5, ежедневно посещает до 3000 человек. Подобного не было даже в 1960–1970-е гг., в эпоху всеобщего увлечения космонавтикой. Долго ли продлится такой интерес у населения к звездам, прогнозировать никто не берется.

«Объект почти 20 лет был закрыт. За это время поменялось все: страна, жизнь, технологии. Когда закрылся старый планетарий, даже мобильных телефонов еще не было», – говорит Андрей Бордунов, гендиректор УК «Покровские ворота» (управляет планетарием, 100% акций принадлежит департаменту имущества Москвы).

Высокие технологии

Сразу после второго открытия Московский планетарий принимал зарубежных коллег из 85 стран. Здесь проходила международная научная конференция директоров планетариев. «Директор австралийского был восхищен увиденным и признался, что Московский планетарий – лучший из всех, в каких он когда-либо бывал», – радуется Андрей Бордунов. Академик РАН Анатолий Черепащук считает, что новое оборудование в восстановленном планетарии – одно из самых совершенных в мире.

А еще оно сложное. Внутри здания пришлось проложить примерно 200 км различных сетей. Здесь одновременно функционирует более 30 инженерных и 20 технологических систем, все они имеют высокую степень защиты от перегрузок, внешних воздействий и других неблагоприятных факторов.

Не меньшее внимание уделено безопасности и комфорту посетителей. В здании ведется постоянное видеонаблюдение. Система «Антитеррор» включает стационарные и ручные металлоискатели и радиационный контроль. Планетарий обслуживает почти 200 человек.

Купол-экран Московского планетария – самый большой в Европе (диаметр – 25 м, площадь – 1000 кв. м). «Применялись уникальные подъемные механизмы для установки перфорированных пластин экрана», – рассказывает главный инженер Московского планетария Александр Филатов. Сложно было добиться невидимости швов между пластинами. В обычном кинотеатре полотно экрана цельное, а купол-экран состоит из множества кусочков. Необходимый эффект был достигнут за счет точности при изготовлении и подгонке пластин во время монтажа, а также с помощью специальной краски, покрывающей полотно купола.

Особое внимание уделили энергосберегающим технологиям: заменили лампы накаливания на диодные и галогеновые, установили датчики освещенности и диммеры точечной настройки яркости и т. д. Воду здесь также экономят – установлена сантехника с датчиками автоматической подачи воды. Все системы в здании компьютеризированы и управляются с единого диспетчерского пульта.

Не забыли и о доступности помещений для инвалидов-колясочников. Есть пандусы, на специальном лифте посетитель на коляске может подняться в Большой звездный зал, кафе, на подъемнике попасть в интерактивный музей «Лунариум». Анастасия Казанцева, пресс-секретарь Московского планетария, подчеркнула: здесь стремились создать комплекс, отвечающий европейским стандартам качества, а на Западе всегда учитывают интересы людей с ограниченными возможностями. «Я каждый день вижу среди посетителей хотя бы одного человека на коляске и горжусь тем, что планетарий – одно из немногих мест в Москве, которое может принимать инвалидов», – говорит она.

Тяжелое наследство

История Московского планетария насчитывает немало славных страниц: многие известные советские ученые-астрономы и космонавты делали свои первые шаги к звездам именно здесь. В 1994 г. планетарий был закрыт на капремонт, который затянулся на 17 лет.

УК «Покровские ворота» пришла на объект в 2008 г. Реконструкция здания (на нее столичное правительство выделило 1 млрд руб.) длилась уже 15 лет. Строители подняли историческое здание на 6 м, сделали двухуровневую пристройку, где сейчас находится интерактивный музей, возвели монументальный пандус вокруг планетария.

За ОАО «Московский планетарий», которому в то время принадлежало здание и которое руководило его реконструкцией, числилось долгов на 1,7 млрд руб. Доля города в акционерном обществе составляла 61%, группе частных инвесторов, в числе которых был бывший гендиректор планетария Игорь Микитасов, принадлежало 39% акций, однако взаимопонимания между акционерами и городскими властями достичь не удавалось. История реконструкции как снежный ком обрастала скандальными подробностями: шли суды, кредиторы предъявляли иски, Игорь Микитасов делал заявления в прессе о рейдерском захвате. В конце концов на собрании акционеров было решено объявить о банкротстве ОАО «Московский планетарий».

В 2009 г. при участии УК «Покровские ворота» состоялась сделка купли-продажи его имущества. Покупателем стало новое ОАО «Планетарий», 100% его акций принадлежит департаменту имущества Москвы.

«Мы выкупили объект на торгах за 1,8 млрд руб. как недострой и вернули деньги главному кредитору – правительству Москвы, – вспоминает Андрей Бордунов. – На объекте в тот момент было всего два человека и ни одного листика документации! Последний строитель ушел отсюда в начале 2006 г. Два с лишним года здание стояло без отопления и техобслуживания. Кроме того, выяснилось, что в процессе реконструкции многие технологии не соблюдались. Мы составили на 180 млн руб. актов по различным недоделкам, провели независимую экспертизу, которая оценила разницу между финансированием и фактически выполненными работами. Но срок исковой давности прошел, предъявлять претензии было некому. Потом мы начали стройку, и за год и два месяца объект был закончен».

Параллельно в УК изучали планетарии других стран. «На тот момент никто не понимал, каким должен быть проект, научных специалистов здесь не было, из музейных сотрудников остался один человек. Мы были инициаторами создания ученого совета во главе с ректором МГУ Виктором Садовничим, – продолжает Бордунов. – Ученые долго относились к нам с настороженностью, пока на каком-то этапе общения ни поверили: мы не собираемся устраивать здесь казино или торговый центр, здесь по-прежнему останется научно-просветительский центр. После этого наше сотрудничество стало намного эффективнее».

Кто в доме хозяин

Непросто складывались отношения эксплуатирующей компании и с проектировщиками. Проект реконструкции Московского планетария, разработанный творческой мастерской «Моспроект-4» под руководством архитекторов Александра Анисимова и Ольги Семеновой, в 2000 г. получил премию и диплом I степени Союза архитекторов России. Естественно, зодчие сопротивлялись внесению любых изменений, хотя, по словам Андрея Бордунова, с момента утверждения проекта прошло почти 10 лет, за этот срок многие решения устарели.

Была еще одна проблема: Московский планетарий – историческое здание (архитекторы – М. О. Барщ и М. И. Синявский), и вмешательство в его конструкцию запрещено законом. В то же время общественное здание должно соответствовать современным нормативам для обеспечения безопасности и комфорта людей.

Например, здесь должны быть широкие проходы, чтобы в случае экстренной эвакуации люди не подавили друг друга, необходимо развести входы и выходы в функциональные зоны. Четкого представления, как совместить эти противоречивые требования, у проектировщиков не было. «Нам приходилось самим все придумывать, рисовать и растолковывать, что мы хотим получить в итоге», – говорит Андрей Бордунов. В результате старая концепция комплекса все-таки претерпела изменения.

Место ресторана, который планировали открыть в новой пристройке, занял «Лунариум», гардероб занял площадь, предназначенную под кабинеты. Нашлось место для современного конференц-зала, уже провели телемост с Дальневосточным университетом. Кроме того, теперь посетителям не надо выходить на улицу, чтобы попасть из одной зоны в другую (в старом проекте реконструкции именно так и было).

«Единственное, чего мы не добились, – не смогли снести пандусы с внешней стороны здания, – сожалеет Бордунов. – Но в старом проекте был еще заложен и их подогрев. Мы подсчитали, что нам пришлось бы платить за обогрев улицы почти 10 млн руб. в год». По старому проекту в подвале здания планировался также аквариум, строительство которого обошлось бы в $1 млн и около $600 000 в год – его содержание.

С пандусом у архитекторов действительно вышла промашка. По своей монументальности это сооружение похоже на транспортную эстакаду (или въезд в паркинг), здания планетария за ним практически не видно.

В планетарии даже после реконструкции не хватает площадей, хотя новый комплекс больше старого почти в 6 раз (он увеличился с 3000 до 17 000 кв. м). Проектная посещаемость – 1,5 млн человек в год. Такой поток здание принять при всем желании не сможет, там тесно уже сейчас, когда в день бывает около 3000 человек, а это на 1000 меньше, чем запланировано.

О капитале и планетарии

Московский планетарий впервые открылся в 1929 г. (здание построили за год). В мире тогда работало всего 13 планетариев (13-й – как раз московский), и только три из них находилось за пределами Германии. Но советское правительство было решительно настроено образовывать трудовые массы и денег на дорогое цейсовское оборудование не пожалело. Всего на строительство и оснащение планетария было потрачено около 250 000 руб. – сумма по тем временам астрономическая. По этому поводу Владимир Маяковский даже написал стихотворение, которое заканчивалось так: «Должен каждый пролетарий посмотреть на планетарий».

Открытия планетария в июне 2011 г. ждали с не меньшим волнением, чем 82 года назад. На этот раз на уникальное оборудование московское правительство потратило уже около 1 млрд руб., в том числе за «Универсариум М9» было заплачено 5 млн евро. Но самые большие затраты приходятся не на «умные технологии», а на строительно-монтажные работы.

В процессе реконструкции реставрировался первоначальный каркас здания, на его основе возводились новые элементы, а кроме того, были пристроены новые помещения. Все переделки и перепланировки, по данным «Покровских ворот», обошлись почти в 1,3 млрд руб., всего в новый планетарий вложено 4,125 млрд руб. То есть 1 кв. м полностью оснащенного Московского планетария обошелся бюджету города в $8000. Бордунов считает, что для Садового кольца цифра вполне приемлемая: «Цена «голого» 1 кв. м в бетоне здесь колеблется в пределах $10 000–15 000».

«Дешевле разобрать здание до фундамента, укрепить его и построить новый объект, облик которого будет соответствовать оригиналу, – рассуждает Марина Великорецкая, гендиректор Colliers International FM. – Если же реставрация предполагает сохранение первоначальной коробки, работа может стоить в 3–5 раз дороже нового строительства». Инвестиции в этот непростой объект, по ее оценке, окупятся не ранее чем через 10 лет. «Сейчас мы на самоокупаемости, а дальше время покажет», – говорит Бордунов.

«Наша главная цель – пробудить страсть детей к познанию окружающего мира и космоса, вырастить кадры для космической науки», – говорят сотрудники планетария. Они рассчитывают, что 80% посетителей будут дети. Малышам интересно играть в интерактивном музее «Лунариум», смотреть программу Малого звездного зала, которая рассчитана на детей младшего возраста.

Пока надежды на повышенный интерес публики оправдываются: чтобы посмотреть на звездное небо, нужно отстоять многочасовую очередь в кассу. Билеты в зависимости от зоны просмотра и времени посещения колеблются от 150 до 500 руб., если семья захочет увидеть все экспозиции планетария, придется заплатить по 1000 руб. с носа, скидок на детей старше шести лет нет.

Первыми высокую значимость нового образовательного центра столицы оценили спекулянты: билеты с рук в Большой звездный зал идут по двойному номиналу – по 1000 руб. На форуме «Желтых страниц» посетители возмущаются: «...простояли два часа в очереди в кассу, а в планетарий так и не попали. Зато у спекулянтов билеты есть». Тут же их «успокаивают»: «А мы заплатили кучу денег, но лучше бы не ходили – программа в Звездном зале длится всего несколько минут, а в музеях было скучно, в кафе плохо кормят, зоопарк понравился намного больше».

Кстати, посетители в планетарий приходят разные. К тому, что в «Лунариуме» экспонаты будут часто выходить из строя, сотрудники были готовы. Принцип музея в том и состоит, что все можно потрогать и испытать в действии. Поэтому в планетарии даже существует один технический день в неделю, когда все экспонаты чинят. Но то, что уже через месяц придется ремонтировать маятник Фуко, самый большой в России, – такого никто предвидеть не мог. Один из посетителей решил прокатиться на маятнике и оборвал 6-метровый трос.

Будет меняться

Анатолий Черепащук, директор Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга, зампредседателя ученого совета Московского планетария:

– В Московском планетарии сейчас установлено самое современное оборудование в мире, в первую очередь это касается нового цифрового аппарата «Универсариум М9». Дирекция планетария закупила несколько американских фильмов для показа в Большом звездном зале. Один фильм стоит сотни тысяч долларов, а через пять лет нужно продлевать лицензию на его показ. Сейчас важно освоить новые технические возможности интеллектуальной техники планетария и самим научиться создавать такие компьютерные программы и фильмы. До сих пор мы решали проблему, как быстрее восстановить планетарий, сейчас важно наладить работу с населением. Если людям скучно в историческом музее, постараемся компенсировать это интересными экскурсиями. Экспозиция тоже будет меняться.