Строительство российских гостиниц финансируют только местные игроки

В строительство гостиниц в России вкладываются только местные игроки. Зарубежные приходят в проекты как операторы

Эксперты Ernst & Young подсчитали, что в Москве заявлено 254 проекта с гостиничной составляющей. Если они будут реализованы, то номерной фонд столицы увеличится в 2 раза – до 91 000 номеров. Но отношение инвесторов к этому сегменту заставляет в прогнозе усомниться.

Бренд, а не деньги

Хотя Арилд Ховланд, первый вице-президент Rezidor, высоко оценивает потенциал России (он управляет 18 отелями и до 2015 г. по соглашению с Региональной гостиничной сетью (РГС) планирует дать свой бренд еще 20), он признает, что «зарубежные деньги если и придут в проекты, то только когда успех операционной деятельности будет очевиден».

Алексис Деларофф, гендиректор Accor, смог вспомнить лишь двух иностранных инвесторов, которые пришли в Россию вместе с отельерами: это турецкая Akfen и норвежская Venaas. Accor, по его словам, планирует взять в управление до 2015 г. более чем 40 отелей. Как рассказал представитель «Рашэн мэнэджмэнт хотел кампани», Accor уже выступила соинвестором до 5% в проектах в Ярославле и Самаре и собирается вложить деньги в Калининграде и Москве. Но в дальнейшем будет выступать только как оператор.

«На этапе реализации проекта главная роль остается и останется за российскими инвесторами», – признает Владимир Поддубко, вице-президент УК «Уникор». Компания реализует два гостиничных проекта в Москве: один (InterСontinental) за $120 млн в составе МФК Summit и второй (Mandarin Oriental) как самостоятельный комплекс «Люксъ отель» ($180 млн). «Уникор» намерена окупить первый за 5–6 лет, второй – за 8–10.

Дорогие гости

По оценке консультантов, затраты девелопера на номер класса люкс могут варьироваться от 300 000 до 1 млн евро. Отели на курортах вроде Сочи, по словам Марины Усенко, вице-президента Jones Lang LaSalle, без апартаментов окупить будет невозможно.

Станислав Ивашкевич из CBRE предрекает отелям для делового туризма в столицах окупаемость в 7–15 лет: «Все чаще бизнесмены в отелях не ночуют, а стараются уехать в тот же день». По данным Ernst & Young, в 2011 г. загрузка в бизнес-гостиницах Москвы снизилась с 68 до 67%, зато на 8% вырос средний долларовый тариф – до $204 за ночь.

Наши в регионах

Кроме РГС из российских компаний отелями в регионах занимаются Azimut Hotels Property Company и Rusresorts. Директор Azimut Александр Гендельсман планирует увеличить к 2014 г. номерной фонд в 2 раза – до 10 000 номеров. Rusresorts сообщила о планах по созданию сети по маршруту «Золотое кольцо» ценой в 32 млрд руб. Пока строятся лишь отель в Ярославле и курортная база под Переславлем-Залесским.