Все больше инвесторов хотят вкладывать деньги лишь в "зеленые" офисы


Более 40 коммерческих объектов, строящихся (или уже построенных) в России, подали заявки в сертифицирующие организации BRE Global и GBCI для получения соответствующего «зеленого сертификата» - LEED или BREEAM, рассказала член правления совета, менеджер по экологическим инновациям Jones Lang LaSalle (JLL) Ксения Агапова. По ее словам, все больше девелоперов заинтересованы в том, чтобы создавать правильные (в том числе в экологическом отношении) объекты недвижимости. «В Европе становится общепринятым, что любое высококачественное здание должно быть green building, – говорит Агапова. – В России пока что всего три офисных здания прошли сертификацию: «Дукат плейс III», штаб-квартира Siemens и «Японский дом», а также фабрика SKF в Тверской области». Алекс де Валухофф, президент ГК «Лафарж» в России, также отмечает, что все больше российских инвесторов демонстрируют интерес к инновационным технологиям, особенно среди банков, которые стали тщательно просчитывать не только стоимость строительства объектов недвижимости, но и стоимость их последующей эксплуатации.

Развитие экологического строительства в России пока что сдерживает слишком большое количество факторов, говорит Алексей Поляков, генеральный директор «Просперити проджект менеджмент»: в первую очередь это отсутствие государственной политики, направленной на развитие экологического строительства, и относительно низкие цены на все виды невозобновляемых природных ресурсов. К тому же тяготеющим к инновациям компаниям почти что не из чего выбирать: в России работает ничтожно малое количество поставщиков «зеленых» технологий, услуг и материалов. И экономить у нас стремятся в основном на строительстве, а не на последующей эксплуатации. Хотя определенные подвижки в этом направлении есть. Франк Нил, глава отдела управления строительством CBRE, рассказал, что ему недавно удалось убедить одного из клиентов заменить кровлю на крыше его здания: «Я доказал ему, что, затратив всего на 5% больше средств на белый кровельный материал, который в летние месяцы уменьшает нагревание, в конце концов он сможет снизить расходы на эксплуатацию».

Петру Исаеву, директору департамента коммерческой недвижимости Capital Group, сложно оценить, насколько и когда именно будет востребован в России и Москве green development, но ему понятно, что его время рано или поздно придет. «Любой инвестиционный проект (офисный или торговый центр, если мы говорим о коммерческой недвижимости), при получении сертификата сейчас приобретает некую added value к цене, – рассуждает девелопер. – Со временем получится, что, если у тебя нет сертификата, ты не получишь международного якорного арендатора и другие качественные компании тоже не пойдут к тебе. В итоге ты получишь здание пусть и заполненное, но не по высшему разряду. И потенциальный покупатель оценит твое здание дешевле по сравнению с аналогичными зданиями, отвечающими требованиям green development».

Аналитики Praedium Oncor International (POI) подтверждают: несмотря на то что «зеленое» строительство требует более значительных инвестиций, чем традиционное (применение принципов green development увеличивает, по их подсчетам, себестоимость здания приблизительно на 8-14%), затраты окупаются благодаря увеличенной арендной ставке на такие объекты. «Помимо стильного дизайна и эффектных архитектурных решений сам бренд «зеленого» здания, в котором престижно иметь офис и приятно работать, выводит объект на первое место в конкурентной борьбе со зданиями, построенными по традиционной методике», – считают эксперты компании. Они приводят пример: в бизнес-центре «Дукат плейс III» арендаторам приходится платить больше, чем в среднем по рынку, но уровень вакантных площадей в здании стабильно низкий. Это наглядно демонстрирует позитивное восприятие «зеленого» строительства арендаторами и их готовность поддерживать эту тенденцию на российском рынке недвижимости, резюмируют в POI.