Ремонт дорог финансируют ниже как нормативов, так и возможностей

Несмотря на воссоздание региональных дорожных фондов, регионы по-прежнему тратят на дороги значительно меньше необходимого. Средства, предназначенные на ремонт дорог, местные власти придумали отправлять в общий котел бюджета
Алексей Мальгавко/ Риа Новости

Мне говорят, что 68% муниципальных дорог соответствует [нормативным] требованиям. Вы сами в это верите? Перестаньте сами себя обманывать», – обратился к подчиненным губернатор Подмосковья Сергей Шойгу после осмотра дорог области в пятницу. Показатели Московской области чуть выше среднего. Исходя из данных самих регионов нормативным требованиям отвечает 36,4% всех региональных дорог и 60,4% дорог местного значения, говорится в докладе Росавтодора к заседанию бюджетного комитета Совета Федерации (есть в распоряжении «Ведомостей»).

В шести субъектах дорог, соответствующих показателям качества, и вовсе менее 10%, выяснил Росавтодор. Правда, такая статистика «вызывает сомнение», следует из доклада: в регионах часто отсутствует система диагностики качества дорог и необходимое оборудование.

При этом не все регионы готовы выделять средства на дорожное хозяйство. Пятнадцать субъектов, судя по их бюджетному законодательству, направили в дорожные фонды меньше, чем должно поступить в фонды. Большие отклонения обнаружились в Северной Осетии (в фонде 66% от необходимого объема), Калининградской области (70%), Башкирии (75%). Рекордсмен – Калмыкия: из источников, установленных региональным законодательством, в дорожный фонд должно поступить 817,1 млн руб., но плановый объем фонда лишь 30 млн. Такие отклонения могут объясняться «инерционностью бюджетного процесса» и, когда регионы отчитаются за первое полугодие, прогнозы могут быть точнее, говорится в докладе Росавтодора, но благоприятное время для проведения дорожных работ будет упущено, а выделенные средства уже не будут использованы.

После ликвидации дорожных фондов в 2000 г. предполагалось, что регионы, получив новые источники доходов, будут исполнять свои полномочия, говорит федеральный чиновник, занимающийся дорогами: но многие так и не начали тратить деньги на дороги, а их полотно за годы деградировало. С момента ликвидации фондов расходы на дорожное хозяйство в регионах сократились с 2,7 до 0,6% ВВП в 2011 г., приводил статистику замминистра транспорта Олег Белозеров.

Региональные дорожные фонды заработали с этого года, основные источники наполнения – топливные акцизы (в 2012 г. регионам причитается 77% всех сборов, на них приходится свыше 80% средств) и транспортный налог. По расчетам Минфина, в региональные фонды в 2012 г. должно поступить 391,2 млрд руб. Это плата самих пользователей, которая должна идти на дороги, объясняет чиновник Росавтодора: «Больше – можно, меньше – нельзя».

А регионы отправляют дорожные деньги в общий котел, жалуясь, что у них много других проблем, сетует федеральный чиновник. Затраты на дорожное хозяйство, по данным ассоциации «Радор», в 2011 г. в среднем по России составили 10,7% от нормативов, план на 2012 г. – 15,1%. С 2014 г. федеральные трассы должны финансировать в соответствии с нормативами, выход регионов на нормативное содержание будет дольше. Например, финансирование содержания дорог в Новосибирской области в 2012 г. составит 62% от установленного норматива, на 100% норматива область планирует выйти в 2015 г., уточняет начальник территориального управления автомобильных дорог Новосибирской области Константин Громенко. На 100%-ное финансирование ремонта область выйдет только к 2025 г., утверждает он: в этом году расходы составят 7,6% от норматива.

Собранных в регионах средств в любом случае больше, чем обычно они тратили на дороги, подчеркивает высокопоставленный чиновник Минтранса. Объемы финансирования по сравнению с 2012 г. по плану должны были вырасти в среднем по регионам в 2,1 раза, а по отдельным субъектам – вчетверо, указывает Росавтодор, еще 47,6 млрд руб. регионы получат из федерального бюджета. По словам собеседника «Ведомостей», Минтранс не собирается обращаться в Минфин за дополнительным финансированием на строительство дорог: «Ответ [нет] все равно известен».