«Автодор» придумал, где взять деньги на инфраструктуру

«Автодор» придумал, где взять деньги на инфраструктуру, – госкомпания решила заставить подрядчиков не просто выполнять работы, но и вкладывать в крупные проекты собственные средства. Иначе им не получить контракт дороже 5 млрд руб.

Все крупные контракты «Автодора» на строительство или обустройство дорог теперь будут заключаться на условиях частно-государственного партнерства, сообщила госкомпания. В таком случае подрядчик не сможет просто выполнять работы за госсчет, часть денег ему придется вложить самому – от 10 до 40–45% в зависимости от особенностей проекта.

Новое требование коснется проектов стоимостью от 5 млрд руб. В эту ценовую категорию в основном попадают ремонт, реконструкция или строительство транспортных развязок, возможно, их содержание, объясняет представитель «Автодора», а дороги и так строятся с привлечением частных инвестиций. В программе «Автодора» до 2019 г. таких проектов более 20, на них приходится 80% от всего объема финансирования.

У «Автодора» уже есть похожий контракт – долгосрочное соглашение с «Мостотрестом» по строительству платного обхода Вышнего Волочка на новой трассе Москва – Санкт-Петербург. «Мостотрест» получил контракт в конце 2011 г., причем других заявок на конкурс не поступило. Он будет строить, содержать, ремонтировать и эксплуатировать дорогу на платной основе в течение 22,5 года. Стоимость контракта – 49,6 млрд руб., 5,2 млрд из них вложит «Мостотрест».

Инвестиционные обязательства повысят ответственность подрядчиков: сейчас «один построил, руки отряхнул и ушел», а потом приходится латать ямы, сетовал в интервью «Ведомостям» предправления «Автодора» Сергей Кельбах. А при новой схеме возврат инвестиций подрядчику будет зависеть от качества объекта до окончания срока действия контракта, говорит представитель «Автодора».

В Вышнем Волочке использована схема DBTO – «спроектируй – построй – передай – эксплуатируй», объясняет председатель совета директоров «Инфра инжиниринга» Сергей Огороднов: подрядчики получают возможность самостоятельно проектировать объекты с использованием современных технологий, четко просчитывать экономику, создавать проект с нуля. При этом его стоимость снижается, а качество улучшается, поскольку инвестор напрямую заинтересован качественно исполнить заказ, добавляет он. Раньше госкомпания ставила задачу только по реализации готового проекта, который разрабатывался зачастую по давно устаревшим стандартам и не соответствовал ожиданиям строителей, продолжает Огороднов.

Такие механизмы перспективны, но пока используются слабо из-за недостаточно развитого законодательства, которое не позволяет взвешенно учесть интересы всех участников, замечает гендиректор «Трансстроя» Игорь Панкин.