Территория неподалеку от Курского вокзала стала популярным местом встреч креативного класса столицы

Самый первый арт-кластер Москвы сменил уже не одно помещение за 10 лет.
А.Махонин

А.Махонин

А.Махонин

Но теперь, вероятно, нашел место под солнцем надолго. На Нижней Сыромятнической улице, по соседству с «Винзаводом», живет яркой и активной жизнью квартал дизайнеров и архитекторов Artplay. Таким образом, маргинальная территория неподалеку от Курского вокзала, заполненная сомнительными личностями, стала популярным местом встреч креативного столичного класса.

Берем не всех

«У вас есть знакомые в Artplay? Мы никак не можем там найти небольшое помещение под дизайн-бюро» – такой вопрос журналисту «Ведомостей» задают нередко. На помещения этого первого в Москве арт-кластера существует лист ожидания из желающих.

«Но далеко не все желающие могут стать нашими арендаторами, – комментирует Алина Сапрыкина, арт-директор Центра дизайна Artplay. – Важно, чтобы компания отвечала концепции нашего пространства, занималась деятельностью, интересной нашему проекту». «Стараемся привлекать прямых производителей или их дистрибуторов, чтобы было как можно меньшее количество перепродавцов», – добавляет руководитель Artplay Сергей Десятов. Сейчас в центре дизайна расположилось более 300 архитектурных бюро, дизайн-студий и шоурумов. Руководство Artplay предпочитает называть их не арендаторами, а партнерами. «Творческая атмосфера помогает легче и приятнее расстаться с деньгами», – шутит Десятов.

«Центр дизайна – это не только место, это еще и сообщество, – уверена Алина Сапрыкина. – Мы анализировали предпочтения наших потенциальных арендаторов, оказалось, что для людей важны нематериальные факторы, им нравятся какая-то особая атмосфера, похожесть на Европу, сам язык общения между людьми».

В перспективе Сергей Десятов, один из идеологов и вдохновителей проекта, хочет сделать из Центра дизайна своеобразный знак качества, чтобы «сидеть в Artplay было круто».

Арт-управление заводом

Первая галерея Artplay занимала всего 600 кв. м в помещении на Миусской площади и представляла собой магазин и арт-бюро, где проходили выставки. «Потом все стали использовать эту идею, даже в кафе теперь проводят выставки и детские мастер-классы», – говорит Алина Сапрыкина. Из-за недопонимания с арендодателем команда Десятова была вынуждена съехать на ул. Тимура Фрунзе. Там в бизнес-центре «Красная Роза» они арендовали почти 10 000 кв. м: себе оставили 1000 кв. м, остальное раздали в субаренду архитекторам и дизайнерам – «фактически нашим друзьям», говорит Десятов. «В том огромном, удивительном, с высоченными потолками пространстве мы уже проводили совсем другие эвенты, – говорит Алина Сапрыкина. – В бывшем фабричном цехе, где раньше катались вагонетки, сами собой напрашивались выставочный зал и сцена. И там стали проводиться мероприятия типа презентации альбома Земфиры, показов оперы Майкла Наймана или выставок «бумажного» архитектора Юрия Аввакумова».

В 2003 г. окончательно оформилась и концепция проекта Artplay. Десятов, сам по образованию архитектор, работал в разных, как он говорит, «околоархитектурных бизнесах», связанных с продажей материалов, мебели, проектированием: «Появилось знание рынка, видение, как он работает и как можно создавать добавочную стоимость».

Бизнес-стержень проекта – ориентация на творческих людей, которым тем не менее не чужды земные вещи вроде плитки и, пардон, унитазов. «Рынок дизайна, интерьера и архитектуры – он огромный. Вещи элитного сегмента покупаются не клиентом, а архитектором и дизайнером», – рассказывает Десятов. Поэтому его компания приглашает в Artplay как можно большее число специалистов, завлекая их разными путями (мероприятиями, выставками, дешевой арендой мастерских), а потом зовет фирмы, которые могут выстроить на этих специалистах торговый бизнес. Так на площадке возникают шоурумы отделочных материалов, офисы инженерных компаний и проч. «У всех арендаторов общий клиент», – отмечает Десятов.

Artplay заехал в бывший завод «Манометр» в 2007 г. В то время промкорпуса на Яузе, у железной дороги, сдавались в аренду как офисы класса С-. «Было бессистемно, некрасиво, какие-то кабинетики из гипсокартона, цеха с неразобранным оборудованием, а хозяевам (группе «Аллтек») хотелось более эффективного использования», – вспоминает Десятов. Владельцы площадей заключили договор с командой Artplay, и начался другой процесс развития территории. В 2007 г., делится Десятов, «мы тут все сломали, но ничего не построили – закончились деньги». По его словам, со стороны владельцев было обязательство профинансировать реконструкцию, но «в [кризисном] 2008 г. оно как-то само собой рассосалось». Сейчас управляющая компания обустраивает площадку без внешнего финансирования, используя денежные потоки, нарабатываемые самим проектом, и привлекая банковские кредиты.

Ломаем лишь внутри

Уже реконструировано две трети помещений из общей площади 75 000 кв. м. Всего на промтерритории 11 строений, семь – больших. Из них несколько выставочных залов общей площадью 6000 кв. м. «Ломаем здания лишь внутри. Мы бережем старую архитектуру – это часть концепции», – отмечает Десятов.

Сдано почти столько же. Минимальный блок в аренду – от 18 кв. м, средний блок – 100–200 кв. м. Аренда приносит почти 100% дохода, но компания «научилась немного зарабатывать и на наружной рекламе», радуется руководитель Центра дизайна.

Ставки разнятся для разных групп арендаторов. Для торговых клиентов помещения стоят на 30% дороже, чем, к примеру, для дизайнерских бюро. Новые помещения сдаются по 20 000 руб. за 1 кв. м в год, цена для льготников – 15 000 руб. за 1 кв. м в год. «Торговым арендаторам мы тоже даем возможность привыкнуть к месту, обрасти клиентами и в течение первых трех лет повышаем ставку только на 10% в год. Потом проходит перезаключение договоров, и мы подписываем контракт практически заново», – уточняет Десятов.

В Artplay сдаются помещения под свадьбы, корпоративы, но «мы стараемся отбирать эвенты, просто свадьба – неинтересно, надо поддерживать уровень мероприятий», – продолжает он. Недавно, вспоминает Десятов, в большом выставочном зале проходила архитектурная свадьба. События фестивального масштаба в Artplay проходят несколько раз в год, а два раза в месяц как минимум – достаточно значимые выставки и другие мероприятия. Крупные проекты планируются в Центре дизайна за год – за два. Арт-проекты являются локомотивом развития территории.

На территории центра есть четыре кафе, кулинария. Зимой на крыше одного из зданий заливается каток. В перспективе на территории Artplay планируется сделать гостиницу для клиентов, которые приезжают в Москву из регионов.

Выход за границы

У команды Artplay есть авантюрная, как признает Десятов, идея – объединить несколько творческих кластеров в одну большую арт-зону площадью 150 га. Даже название уже придумано – «Арт-квартал». «Когда вы прикреплены к своей территории, вы ничего [вокруг нее] делать не можете. И рождается желание вылезти за свои пределы и как-то облагородить окружение, – рассказывает Десятов. – К нам идут киношники, рекламщики, хотелось бы их «селить» по соседству». В конце лета министр культуры Москвы Сергей Капков заявил о разработке общего пешеходного и веломаршрута, который объединит Artplay, «Винзавод» и «Флакон».

Проходит время создания арт-кластеров как замкнутых систем, считает Алина Сапрыкина. Хотя допускает, что еще могут появиться новые кластеры с какой-то специализацией, например отдельный центр для кино «со всякими там монтажными, студиями, павильонами – такой современный огромный «Мосфильм». Или большой студенческий городок, где находилось бы несколько больших вузов, а также другие образовательные заведения». «Есть еще ниши, где люди могут объединиться по какому-то принципу, – полагает она. – А что делать уже сложившимся, как мы? Создав особую историю в себе, мы можем двигаться за пределы своей территории, влиять на облик города в целом, а также на то, чтобы жизнь в глобальном смысле менялась к лучшему».