Экологи обнаружили масштабную вырубку Опалиховского леса

В Подмосковье также ведутся масштабные вырубки в Троицком и Подушкинском лесах и в лесах на окраинах Москвы, утверждают экологи
А.Попова/ Ведомости

В Опалиховском лесничестве, по соседству с Николо-Урюпино, уничтожается лес, вырубаются вековые деревья, сообщает экологическая межрегиональная организация «Принцип» со ссылкой на местных жителей. Обследование леса (кварталов 25 и 26), проведенное экологами «Принципа», выявило, что объем вырубки уже достиг 8000 кв. м. В ГКУ МО «Мослес» заявляют, что вырубку осуществляет компания «Николин лес». Ей поручено проводить «работы по организации противопожарной дороги площадью 11 544 кв. м». По проблеме Опалиховского лесопарка еще одна экологическая организация - «Альянс зеленых» - направила письмо врио губернатора Московской области Андрею Воробьёву и министру природных ресурсов России Сергею Донскому с требованием признать этот лес заповедником.

Компания «Николин лес» выиграла аукцион по предоставлению в аренду лесного участка площадью 20 га на территории лесопаркового защитного пояса Москвы еще в феврале 2010 г. Аукцион проводил «Мослесхоз». Стартовая цена за 20 га составляла более 2,08 млн руб. По итогам торгов она выросла всего на 100 руб., сообщал «Гринпис». По словам гендиректора компании «Николин лес» Сергея Калугина, участок был предоставлен в аренду на 49 лет под рекреационные цели.

Ответить, будут ли на территории лесничества строиться дома, в «Николином лесу» однозначно не смогли. «Это сложный вопрос», - заявил Калугин. По словам юриста компании Вероники Прокопьевой, коттеджного поселка здесь не будет. Однако экологи и жители Николо-Урюпино сообщают: на территории арендованных 20 га висел щит с информацией о продаже земельных участков в зоне вырубки, который затем сняли. Администрация Красногорского муниципального района на запрос редакции «Ведомостей» о судьбе Опалиховского леса и его возможной застройке в установленные законом сроки не ответила.

«Рекреационные аукционы» фактически представляют собой скрытую форму предоставления подмосковных лесопарков под застройку, - утверждают в пресс-службе «Гринпис». Аренда лесов для осуществления рекреационной деятельности дает арендаторам право на возведение временных построек, при этом что такое «временная постройка», законодательство не определяет. «До 10% такой территории может быть занято строениями, в том числе и капитальными, но никакой собственности на эти строения не предполагается, о жилье речи не идет», - утверждает Владимир Яхонтов, управляющий партнер «Миэль - загородная недвижимость». В Московской области все леса относятся к лесам первой категории, решение о выводе данных лесов из Гослесфонда принимается только с подписью премьер-министра, напоминает он.

Однако распродажа подмосковных лесов продолжается, рассказывают участники рынка загородной недвижимости. В октябре 2012 г. МВД России сообщало о незаконной продаже лесных земель Гослесфонда в Подмосковье, которую осуществляла компания ООО "ФЭТПК Сервис". В 2003 г. компания купила этот участок у ЗАО «Гудвин-3» по инвестиционному договору на монтаж автодорожной развязки, в который неправомерно было включено разрешение на строительство более сотни коттеджей. Далее "ФЭТПК Сервис" самовольно увеличило площадь поселка «Балтия» на 26 га за счет окрестных лесов Гослесфонда.

«Нам предлагали земельный участок, выведенный из земель лесного фонда в фонд перераспределения Московской области и предоставляемый садоводству», - делится Дмитрий Черноморец, гендиректор «Архстроймонтажа». По его словам, продажа шла путем замены членов садоводства на реальных покупателей. 
 Еще один подмосковный девелопер загородной недвижимости рассказал, что к схемам реализации лесов иногда привлекают военных. Лес сдается в аренду воинской части, потом земля переоформляется в постоянное пользование, а далее участок выставляют на продажу для «своих» покупателей.

По словам Александра Дубовенко, директора по развитию «Гуд Вуд», подобных поселков в лесах Подмосковья очень много. «Раньше эти решения принимались губернаторами, и они по полной программе меняли категорию лесных земель», - отмечает он. Участки на бывших землях лесфонда есть на Рублёво-Успенском шоссе в районе Жуковки, Подушкино, Петрово-Дальнего. На Минском шоссе есть такой «лесной» поселок в районе Баковки, подтверждает Наталья Кац, управляющий директор агентства недвижимости «Усадьба».

По словам пресс-секретаря партии «Альянс зеленых – Народная партия» Александры Аставиной, ситуация в Опалиховском лесопарке типична для подмосковных лесов. "Помимо экологических конфликтов, которые у всех на слуху, в Подмосковье ведутся масштабные вырубки в Троицком и Подушкинском лесах, на окраинах Москвы серьезно пострадают Измайловский и Битцевский парки. Во всех планах застройки лесов есть одна печальная особенность: проложить дороги и построить здания можно было бы с меньшим ущербом для природы, но проектирование проводится так, чтобы в дальнейшем отнять у леса и прилегающие земли. Это крайне выгодно для аффилированных бизнесменов, но губительно для здоровья людей, которым завтра в столице уже будет нечем дышать", - говорит она.