Французское бюро Antoine Grumbach et Associes предлагает развивать Москву вдоль транспортных коридоров

Обновленная Москва должна стать столицей Евразии, считают французские проектировщики, предложившие идеи для обустройства присоединенных территорий.
MEDIA.MESSE-MUENCHEN.DE

Вопрос – во сколько это обойдется и где взять деньги на удовлетворение имперских амбиций? Объем инвестиций в проект эксперты оценивают с разницей в несколько миллиардов. О том, какова будет хотя бы приблизительная доходность этих вложений, речь пока не идет.

Люди и машины

Основной проблемой, на которой сосредоточено внимание властей, является проблема транспортная. Как заявил премьер Дмитрий Медведев на сентябрьском совещании по вопросу развития Московского транспортного узла, сейчас «жители столицы и области, вообще все, кто приезжает в город, в среднем тратят на одну поездку больше часа: 65 минут в среднем на общественном транспорте и 62 минуты на индивидуальном транспорте. Средние скорости передвижения по городу крайне невысоки: это соответственно 11 км для общественного транспорта и 30 км [для индивидуального], не говоря уже об огромном количестве автомобилей во дворах, на тротуарах, где живого пространства практически не осталось. Конечно, и пробки, и смог крайне отрицательно влияют на приток туристов, на инвестиционный климат в городе» (цитаты здесь и далее с портала www.правительство.рф). По данным столичного департамента транспорта, 20% москвичей тратят на дорогу более трех часов в день, «находясь на грани выпадения из нормального ритма жизни», как изящно выразилась замруководителя департамента Татьяна Малашенкова. В ближайшей перспективе таких станет 30%. Москва, по словам чиновницы, хочет сократить время передвижения «с севера на юг» мегаполиса хотя бы до 50 минут.

Иностранцы предложили развивать московскую агломерацию вдоль основных транспортных коридоров. Коротко концепцию можно описать в нескольких словах: «Меньше машин, больше людей». Предполагается, что «новая Москва» даст место для жизни более 2 млн человек, которые предпочтут ее «старой». Население новой московской агломерации может возрасти с нынешних 17 млн до 27 млн человек.

Значительную часть их победители тендера на развитие московской агломерации планируют пересадить на общественный (в первую очередь рельсовый) транспорт. Медведев также полагает, что у пассажиров должна быть возможность «оперативно пересесть с одного вида транспорта на другой», для чего «крайне важно развивать сеть транспортно-пересадочных узлов»: только до 2016 г. предполагается построить 107 плоскостных и 23 многоуровневых. Общественный транспорт не только станет разнообразным и «взаимоувязанным», но и будет доступен по единому проездному билету, как в Европе. Единый проездной вместе с новым тарифным меню москвичам обещают уже в 2013 г. «Новое меню предполагает новые тарифы: что-то станет дороже, что-то станет дешевле», – заявил мэр Сергей Собянин (цитата по «Российской газете»).

Комплексное развитие транспорта Московского региона регулирует сейчас соответствующая программа. Рассчитана она на период до 2020 г., а составлена в 2010 г., т.е. (в связи с расширением Москвы) уже устарела и требует актуализации. Впрочем, министр транспорта России Михаил Соколов считает, что «принципы построения программы» («именно принципы») не претерпят существенных изменений. А основой их реализации станут «возрастание доли пригородных и городских железнодорожных перевозок и перенос или вынос, скажем так, грузовых дворов на Большое кольцо». Что потребует пересмотра, так это объем инвестиций. Пока что он определен в 7,2 трлн руб. (с учетом всех возможных источников).

Люди и природа

Проектировщики намерены сохранить природный потенциал присоединенных территорий (сейчас на них 50% занимают леса, поля, жилье разместилось пока что на 15%). Разработанный французами градостроительный проект зиждется на принципе создания «город в лесу и леса в городе», рассказала Борина Андрие, участник команды Antoine Grumbach & Associes.

Новая территория станет зоной дифференцированной урбанизации: чем дальше от центра, тем меньше признаков города. А бывший подмосковный поселок Коммунарка французские архитекторы видят вторым федеральным центром России наряду с Кремлем. Однако чтобы нарисованная схема развития новых территорий, которые планируется увязать со «старым» мегаполисом, стала реальностью, потребуются огромные инвестиции. А также пересмотр законодательства.

Актуализировать нынешний генплан предполагается уже к концу 2014 г., рассказал депутат Мосгордумы Иван Новицкий, а до конца этого года Госдума обещает принять законопроект, который разрешит комплексно решать проблемы столиц и околостоличных областей (Москвы и Подмосковья, Петербурга и Ленобласти). Потребуется и коррекция Бюджетного кодекса. Сейчас город не может давать длинные гарантии инвесторам, признал на Exporeal-2012 депутат МГД Олег Бочаров: законодательство Москвы несамостоятельно, оно должно соответствовать российскому Бюджетному кодексу.

Люди и дома

«В предыдущей истории в Москве много строилось жилья и нежилья», возвести что-то в историческом центре столицы было «вожделенной мечтой инвесторов» – так выразился Андрей Шаронов, заммэра столицы, выступая на Первом московском международном форуме по иностранным инвестициям. Он отметил, что за последние 20 лет в мегаполисе было построено больше, чем за 70 лет советской власти. Но, к сожалению, построенное не было обеспечено соответствующей инфраструктурой.

Чтобы отвлечь инвесторов от дальнейшей застройки в черте МКАД, чиновники не только остановили контракты на 9 млн кв. м недвижимости, но и предложили, как выразился Шаронов, «сопоставимую замену» в виде «новой Москвы». Пока интерес инвесторов к данному предложению весьма умеренный, если не сказать почти отсутствующий. Как признался на Exporeal-2012 Бочаров, конкретные планы даже государственных инвестиций «верстаются с колес», инвесторы не могут рассчитать, «в каком направлении» будут развиваться инфраструктурные проекты и как (икуда) им вкладывать деньги.

В конце концов, традиционные беды России – дураков и дороги – еще никто пока не отменял.