Наем российских рабочих на стройки удорожает себестоимость жилья на 10-15%

Чиновники хотят ограничить численность мигрантов в столице. Нелегалов на стройках меньше не станет, предрекают эксперты.
Е. Кузьмина

Проблемы с профильным образованием, по мнению экспертов, есть и в России. «В советское время при каждом строительном министерстве – а их было 11 – существовала система профобразования; каждый трест или объединение имели курсы, – вспоминает президент Национального объединения строителей («Нострой») Ефим Басин. – Эта система разрушена». Об острой нехватке квалифицированных кадров говорили на одном из круглых столов в «Ведомости. Недвижимости» вице-президент ГК ПИК Артем Эйрамджанц и заместитель гендиректора «Эталон-инвеста» Алексей Уланов.

В 2013 г. разрешения на работу получат 100000 иностранных рабочих – вдвое меньше, чем в 2012 г., и в 6 раз меньше, чем на пике – в 2007 г., сообщил глава департамента труда и занятости населения Москвы Олег Нетеребский. «Комфортным для города» Нетеребский считает приток в 80000 человек ежегодно. Также в планах чиновников сделать процесс трудоустройства иностранцев цивилизованным, поднять престиж рабочих профессий, повысить уровень заработной платы, упростить легальный наем иностранцев для работодателей. По данным Нетеребского, сейчас в Москве по квотам и патентам (индивидуальное право на работу) трудится около 320000 приезжих. Еще столько же работает нелегально.

Значительная часть нелегалов трудится на столичных стройках. Коммерческий директор Nagatino i-Land Сергей Канаев оценил их долю в строительстве как «почти 100%». «Мелкие и средние строительные фирмы не хотят терять деньги и время на то, чтобы обеспечить работников регистрацией, создать нормальные условия для труда», – мрачно констатирует эксперт.

Условия контракта

Большинство опрошенных «Ведомостями» девелоперов заявили, что не интересуются национальностью и статусом рабочих при найме подрядной организации. В договоре закрепляются только сроки и технические параметры. «Национальный состав рабочих в договорах не оговаривается, тем более что это противозаконно и попахивает расизмом, – отмечает Андрей Чамкин, коммерческий директор IM Company. – Гораздо важнее опыт и компетенция подрядчика».

Лишь в некоторых компаниях сообщили, что для них наличие регистрации и разрешений на работу у сотрудников подрядной организации – вопрос принципиальный. У Tekta Group это зафиксировано в договорах подряда, говорит Алексей Балыкин, директор департамента управления проектами компании. «Рабочие должны иметь места для проживания и на стройке находиться только в рабочее время; эти требования всегда прописываются в договоре», – добавляет гендиректор Galaxy Group Евгений Штраух. «Мы выбираем только тех, кто работает с легальными мигрантами», – заверяет Ирина Харченко, гендиректор девелоперской компании «Высота». Желательно, чтобы у рабочих было строительное образование – хотя бы техникум. По мнению Харченко, необходимая образовательная база, оставшаяся еще с советских времен, сохранилась только на Украине и в Белоруссии.

Юристы вместо сантехников

«Юриста сейчас найти проще, чем хорошего электрика или сантехника 30–40 лет, – сетует Ирина Харченко. – Специалисты старшего возраста еще есть, но с ними много других трудностей – к примеру, они не умеют пользоваться интернетом». Престиж профессии низок и дело вовсе не в оплате труда, считает Чамкин. По его данным, зарплаты в строительстве могут достигать 50000–80000 руб. в Москве, 30000–50000 руб. в регионах. Россияне на такую работу не идут принципиально.

Менеджеров и подсобных работников достаточно, не хватает сварщиков, каменщиков, плиточников, штукатуров, монтажников, перечисляет Ефим Басин. «Кадровый голод особенно ощущается в местах концентрации крупных строек: Сочи, объекты саммита АТЭС, казанской Универсиады. В целом, по оценкам «Ностроя», дефицит кадров в отрасли составляет около 2 млн человек», – говорит он.

«Мы столкнулись с нехваткой подрядчиков на каменную кладку, – поделился Алексей Балыкин. – Мониторинг региональных подрядчиков в радиусе 500–800 км от Москвы завершился с нулевым результатом. Как только в регионах слышали, что работа в Москве, цена вопроса сразу становилась несоизмеримой с нормальной логикой. И энтузиазма никто не проявлял».

От национальности не зависит

Качество работы не зависит от национальности. «Случается, что именно рабочие-россияне не имеют специального образования, к работе относятся прохладно, норовят украсть со стройки то кабель, то инструмент, – жалуется Евгений Штраух. – В то же время, например, вьетнамцы или корейцы работают профессионально, четко и без воровства». «На Дальнем Востоке и в Сибири многие предпочитают работать с китайцами, потому что их топ-менеджмент держит слово, а рядовые строители не ленятся, не курят по часу», – добавляет Сергей Канаев.

Отличие рабочих из Средней Азии от россиян в отношении к труду Чамкин связывает не столько с национальными особенностями, сколько с уровнем образования и организацией труда. «О выходцах из Азии сложилось устойчивое представление как о почти бесплатной рабочей силе, а при низкой оплате труда и мотивация тоже низкая», – отмечает он. Многие граждане Киргизии, Таджикистана, Узбекистана вынужденно едут в Россию – дома для них ничего нет, добавляет Ефим Басин. Они готовы браться за любую работу, не имея соответствующего опыта и умений.

Работать с нелегальными мигрантами проще из-за их уязвимого положения. «Они готовы обходиться без выходных, не требуют медстраховки – большинство россиян не согласны работать на таких условиях», – добавляет Александр Хохлов, директор по продажам «Мосрегионстроя». Главная выгода – экономическая. «Если нанимать исключительно российских рабочих, себестоимость жилья может вырасти примерно на 10–15%», – подсчитал Хохлов.

Миграцию нужно не ограничивать, а переводить в более цивилизованное русло, убеждены эксперты. Например, «на межправительственном уровне налаживать систему подготовки кадров из Средней Азии и делать это лучше у них дома», предлагает Чамкин. «Максимально облегчить легализацию мигрантов и предлагать преференции при найме местных работников» – в этом видит помощь государства Сергей Канаев. Запреты не помогут, «пока есть недобросовестные компании и дешевая рабочая сила на Ярославке», уверен он.