C 2013 г. офисные служащие начнут платить не менее $330 в месяц за парковку в центре

Дешевых машино-мест в бизнес-центрах не хватит на всех желающих, а московские компании тратиться на парковки для работников не готовы
Максим Стулов/ Ведомости

Какое количество машино-мест появится в Москве к 2016 г.? Инфографика правительства Москвы

В центре Москвы стремительно сокращается количество мест, где можно бесплатно припарковать свой автомобиль. В 2012 г. платной стала парковка на ул. Петровка, Каретный Ряд и в близлежащих переулках. В 2013 г. планируется сделать платными территории внутри Бульварного кольца, в 2014 г. - внутри Садового, а с 2015 г. бесплатных парковочных мест не останется и в пределах Третьего транспортного. В пределах зон платной парковки столичные власти предусматривают бесплатные машино-места для жителей этих районов, но на каждую квартиру выдается лишь одно разрешение. Остальные вынуждены платить по 3000 руб. в год (по абонементу для жителей центра) и по 50 руб. в час (для проживающих за его пределами). Вслед за жителями ЦАО с неизбежностью платной парковки столкнутся и многочисленные офисные служащие, которые приезжают сюда на работу. В бизнес-центрах центрального делового района дешевых мест на всех не хватит, пришли к выводу аналитики компании CBRE.

Районы, расположенные внутри Садового кольца, а также зону вдоль 1-й Тверской-Ямской улицы до площади Белорусского вокзала можно назвать деловым центром столицы. Он отличается от других субрынков самой высокой концентрацией офисных зданий. Здесь сосредоточено около 3 млн кв. м бизнес-центров, или 23% от общего количества качественных офисных площадей в Москве, отмечает Клавдия Чистова, руководитель отдела исследований рынка офисной недвижимости CBRE. В центре Москвы сосредоточено и максимальное количество офисных рабочих мест – свыше 80%, говорит руководитель департамента консалтинга компании «Миэль-девелопмент» Алексей Буреломов. Высокая деловая активность сохранится в этом районе и до 2015 г., уверена Вера Зименкова, директор департамента по работе с корпоративными клиентами Colliers International.

По подсчетам CBRE, эти бизнес-центры в совокупности предлагают арендаторам не более 33 000 машино-мест. Причем значительная часть бизнес-центров в деловом районе столицы не располагает достаточным количеством машино-мест и не имеет возможности для их постройки. Так, около 20% качественных офисных площадей Москвы (а это бизнес-центры общей площадью 600 000 кв. м) вообще не обеспечены парковкой. Минимальное количество парковочных мест у еще 30% всех бизнес-центров делового района.

При этом в центре ежедневно паркуются от 35 000 до 45 000 автовладельцев. Не все они пользуются платными парковками в своих бизнес-центрах. По оценкам московского департамента транспорта, средняя заполненность платных парковок в офисах составляет около 30%, или 10 000 автомобилей.

В основном это связано со стоимостью этой услуги. Цена одного часа наземной парковки в пилотной зоне проекта составляет 50 руб., что эквивалентно $330 в месяц при условии парковки в течение рабочего дня. Данная сумма сопоставима с коридором цен, предлагаемых бизнес-центрами для наземных парковок. Но на все офисы в центре приходится всего 8000 машино-мест. В то же время подземные парковки остаются на 35–65% дороже, и ими пользуется в основном топ-менеджмент компаний.

Московские фирмы редко тратятся на оплату парковки для своих сотрудников. Доля расходов на машино-места в общей структуре трат столичных арендаторов - меньше 5%. В то же время в Вене и Копенгагене доля таких расходов - более 20%, в Бостоне, Амстердаме, Риме - более 15%. Таким образом, при существующем уровне цен лишь 10 000–15 000 автолюбителей смогут перейти на платные парковки в бизнес-центрах.