Недвижимость
Бесплатный
Юлия Петрова

Через два года Россия займет первое место в Европе по площади магазинов

Российские девелоперы хотят построить 2,87 млн квадратных метров и обогнать Великобританию и Францию
М.Стулов / Ведомости

До сих пор Франция и Великобритания считались настоящей Меккой для любителей шопинга. Именно здесь открывалось больше всего магазинов и торговых центров. К 2013 г. во Франции было 16,95 млн кв. м торговых площадей, а в Великобритании - 16,48 млн кв. м. В России чуть меньше - 16,47 млн кв. м. Однако уже через два года Россия должна стать крупнейшим рынком Европы, предсказывают аналитики Cushman & Wakefield.

Рынок торговой недвижимости развивается слишком бурно. По данным Cushman & Wakefield, в Европе в 2013 г. девелоперы обещают построить 7 млн кв. м торговых площадей. Это почти рекорд, больше (7,8 млн кв. м) сдавали лишь в 2009 г.

Российские девелоперы в 2013 г. обещают открыть 2,87 млн торговых центров, то есть обеспечить почти четверть от всех европейских проектов. В Cushman & Wakefield скептичны: к концу года всегда открывается меньше новых ТЦ, чем было заявлено в начале. По итогам 2013 г. будет построено не более 1,6 млн кв. м. Но даже если сбудется пессимистичный прогноз, Россия станет рекордсменом Европы по объему ввода новых ТЦ и опередит Великобританию по объему предложения торговых площадей.

Через два года в России должно открыться 2,4 млн кв. м, говорит Майк Родда, глава направления инвестиций в торговую недвижимость Европы и Ближнего Востока Cushman & Wakefield. Тогда Россия станет крупнейшим рынком ритейла Европы. Для сравнения: в Великобритании за это же время девелоперы обещают построить всего 325 000 кв. м. А во Франции на 2013-2014 гг. запланировано 1,39 млн кв. м торговых центров.

Торговая недвижимость в России сейчас растет за счет регионов. Как отмечает Татьяна Ключинская, начальник департамента торговых помещений Jones Lang LaSalle, в Москве за I квартал не открылось ни одного качественного торгового центра, а по итогам года будет сдано не более 300 000 новых кв. м. Зато около 70% новых ТЦ строится сейчас в провинции и почти половина - в городах с населением менее 1 млн человек. "Если еще несколько лет назад торговые сети нерешительно шли на экспансию, то сейчас именно регионы, в том числе и небольшие города, становятся приоритетом для многих брендов. Свои планы развития в городах с населением менее миллиона человек уже подтвердили такие компании, как Leroy Merlin, Jeans Symphony, Subway", - добавляет она.

В прошлом году больше всего торговых помещений было построено в Сургуте, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Мытищах и Сочи. По итогам I квартала крупными площадками пополнились рынки Петербурга, Белгорода и Волгограда.

Однако России пока далеко до Китая. Во всем мире сейчас строится 32 млн кв. м торговых площадей, доля Китая превышает 50%. Китайские города Чэнду, Тяньцзинь, Шеньян, Чуньцин, Ухань, Гуанчжоу, Ханчжоу входят в десятку наиболее активно развивающихся рынков торговой недвижимости в мире. Например, в Чэнду в ближайшие три года откроется 2,9 млн кв. м торговых центров, а в Тяньцзине - 2,1 млн кв. м.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать