Как изменятся заведения общественного питания после введения запрета на курение

Антитабачная кампания в России стремительно набирает обороты. С 1 июня 2014 г. курение будет запрещено во всех заведениях общественного питания, в том числе и в помещениях нестационарных торговых объектов, к которым согласно законодательству можно отнести временные конструкции сезонных кафе (веранды).

Как изменятся эти заведения (и рынок торговой недвижимости в целом), зависит от того, какие цели преследуют власти, вводя этот запрет. За что борется государство? За здоровье курящих граждан или за сохранение здоровья граждан некурящих? Меры и эффект от них зависят от ответа на этот вопрос.

Можно ли создать заведение, которое, не злоупотребляя буквой закона, было бы одновременно комфортно для всех? Опрос курильщиков и тех, кто не курит, о том, насколько удобны места общественного питания с зоной для курения, скорее всего покажет: жаловаться будут и те и другие. Курильщикам всегда не хватает мест, а противники табака, как правило, недовольны либо размещением столиков некурящей зоны (например, в подвальных помещениях), либо плохой вентиляцией, не спасающей их от ненавистного запаха. Исходя из личного опыта, могу отметить, что курильщики на данный момент находятся в привилегированном положении – столики у окна, неподалеку от входа в заведение всегда в их распоряжении. Меня, как заядлого курильщика, такая ситуация устраивает. Как будет, когда закон вступит в полную силу, посмотрим. Однако, учитывая, что в России 40% взрослого населения дружит с сигаретой, очевидно, что всем сторонам придется искать решения проблемы.

В большинстве стран законы, ограничивающие права курильщиков, вводились постепенно. Как правило, антитабачная кампания стартовала с пропаганды здорового образа жизни или ограничения деятельности табачных предприятий (к примеру, запрета рекламы табачных изделий). Затем вводились меры, направленные на защиту здоровья тех, кто страдает от пассивного курения (так называемого second-hand smoking): создавались специально отведенные зоны для курения. Далее брались за «социальных» курильщиков (тех, кто дымит за компанию). Для них, как правило, достаточно простых запретительных мер (ограничение курения на рабочем месте, в лифтах, на пляжах). Но заядлым любителям никотина не создавали невыносимых условий. Любая мера, направленная на ограничение курения, так или иначе содержит исключения. Чаще всего зоны, где можно подымить, организуют на открытом воздухе у входа в заведение. В Турции, например, после принятия закона об ограничении курения новые торговые центры проектировали ресторанные дворики таким образом, чтобы оттуда был прямой выход на просторные открытые террасы.

Решением для российской зимы может стать установка уличных обогревателей у входа в заведение: обедать за заснеженным столиком посетители не рискнут, но выйти из помещения на перекур скорее всего не побоятся. Некоторые предприимчивые владельцы европейских ресторанов брендируют теплые пончо, накидки, жилетки, одеяла и выдают их желающим покурить на свежем воздухе. Расходы на организацию «подогреваемой» зоны у входа и обеспечение курильщиков теплой одеждой могут составить 50 000–100 000 руб.

Более затратной станет установка курительной кабины в помещении кафе или ресторана – 200 000–350 000 руб. (в дальнейшем потребуется покупка расходных материалов: фильтров, контейнеров для накопления окурков и т. д.). При установке курительной кабины площадь зала, которая должна отводиться под столики, гардероб, стойки и т. д., сократится на 4–10 кв. м, а следовательно, владельцу заведения нужно учесть не только затраты на оборудование, но и недополученную прибыль.

В то же время для управляющих компаний торговых центров курительные кабины могут оказаться хорошей альтернативой уличным обогревателям. Количество размещаемых на территории торгового центра кабин будет в первую очередь зависеть от размеров объекта: комфортной представляется ситуация, когда на каждые 10 000–12 000 кв. м арендопригодной площади приходится одна пятиместная кабина.

Не стоит забывать и про парковочную зону: например, целесообразно размещать по одной курительной кабине на каждом этаже многоуровневого подземного паркинга, чтобы посетители не метались по этажам в поисках места для курения. Количество курительных кабин на территории объекта может также зависеть от количества входных групп, от наличия полноценных ресторанных концепций на территории торгового центра, от присутствия кинотеатра в проекте и т. д.

Пожалуй, одним из самых затратных способов обеспечить комфортные условия любителям сигарет является организация курилки или «курящего» кафе на крыше здания торгового центра (конечно же, в том случае, если при разработке проекта была предусмотрена возможность эксплуатации кровли). Это, кстати, одна из последних инициатив департамента торговли и услуг Москвы: на эксплуатируемой кровле можно организовать открытую террасу с «курящими» столиками. Сетевые и несетевые рестораны, расположенные на нижних этажах зданий, смогут предлагать подобный сервис лишь в течение летнего сезона (с апреля по ноябрь включительно). Управляющей компании необходимо будет документально оформить данное решение, получить одобрение всех надзорных служб, подготовить кровлю к дальнейшему использованию (гидроизоляция, ограждения и т. д.). Затраты скорее всего окупятся: аренда «подготовленного» помещения на крыше ТЦ может стоить дороже, чем помещений подобного профиля, расположенных внутри. Более того, «курящее» кафе позволит курящим посетителям (а их более половины) дольше находиться на территории торгцентра, совершать покупки, тратить деньги на развлечения.

Информация о том, что необходимо будет сделать, чтобы согласовать специальную зону для курения, установку кабины и т. д., скорее всего появится ближе к дате вступления в силу статьи о курении на территории кафе и торговых предприятий. Контролирующим органом будет выступать Роспотребнадзор.

Среди владельцев заведений общественного питания паники по поводу антитабачного закона нет. Как нет и конкретного понимания зон ответственности и контроля за его исполнением. Девелоперы будущих торговых объектов вряд ли будут менять архитектурную концепцию, проектировать балконы, террасы и вообще адаптировать планировочные решения торгового центра под нужды курильщиков. И дело здесь не только в экономической целесообразности тех или иных концептуальных предложений, но и в том, что неясны перспективы законотворческой деятельности в такой проблемной области, как производство, продажа и потребление табака.