Дело о попытке хищения 28 столичных памятников архитектуры дошло до суда


Завершено расследование громкого уголовного дела о попытке хищения с помощью фиктивных кредитных сделок 120 объектов московской недвижимости, из которых 28 являются памятниками архитектуры, пишет «Коммерсантъ». Их общая стоимость оценивается более чем в 10 млрд руб. Организаторами аферы следствие считает бывшего руководителя московского управления Росимущества Анатолия Шестерюка, одного из учредителей Финансбизнесбанка Алексея Болотина, через которого могли идти все финансовые проводки от сделок с недвижимостью, а также соучредителя Финансбизнесбанка Леонида Дунаева и его брата Александра - гендиректора УК «Проект».

Дело о покушении на мошенничество в особо крупном размере было возбуждено в июле 2012 г. Поводом стали результаты проверки обстоятельств банкротства в 2009 г. банка «Московский капитал». В ходе следствия выяснилось, что его экс-глава Виктор Крестин и заместитель директора УК «Проект» Ольга Возняк причастны к попытке хищения объектов историко-культурного наследия в центре столицы. В сентябре прошлого года они были арестованы. Другими фигурантами дела являются бывший сотрудник Агентства по страхованию вкладов Михаил Башмаков и скрывающийся от следствия бывший гендиректор ФГУП «Гран» Алексей Волков.

В деле фигурируют, в частности, такие памятники архитектуры, как ансамбль Рогожской ямской слободы XIX в. (18 зданий на Школьной улице); палаты XVII-XVIII вв. на Кожевнической улице; дом Долгоруковых середины XVIII в. в Колпачном переулке; усадьба Снегирева первой четверти XIX в. на Плющихе. Все они были закреплены на праве хозяйственного ведения за ФГУПами, выдававшими фиктивные поручительства при кредитовании банком «Московский капитал» неких ООО. На заседании правительства в феврале 2013 г. тогдашний министр экономического развития Андрей Белоусов, говоря об этом деле, упомянул попытку похищения храма Святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе.

После того как в апреле 2009 г. банк был признан банкротом, АСВ приступило к взысканию долгов. Не получив денег от заемщиков, АСВ обратилось с исками к поручителям в третейский суд, который предписал взыскать с ФГУПов около 2 млрд руб. На эти решения Арбитражный суд Москвы выдал исполнительные листы. АСВ выставило права требования к ФГУПам на торги. Следствие полагает, что злоумышленники рассчитывали приобрести эти права через подконтрольные фирмы.

Некоторые руководители ФГУПов утверждали, что представители УК «Проект», ссылаясь на Росимущество, заставляли их подписывать поручительства по кредитам «Московского капитала» под угрозой увольнения. В случае отказа увольнения действительно следовали, а освободившиеся места занимали водители и помощники из УК «Проект», которые и подписывали необходимые документы.

Единственным фигурантом дела, признавшим вину, стал Виктор Крестин. В декабре 2012 г. он заключил досудебное соглашение с заместителем прокурора города Москвы Александром Козловым и начал давать показания. Свою роль в афере он свел к подделке в апреле 2012 г. договоров поручительства, использованных для отчуждения госимущества. Однако в марте 2013 г. экс-банкир отказался от всех данных ранее показаний. Пойдя на сотрудничество со следствием, Крестин рассчитывал на изменение меры пресечения с ареста на более мягкую, но этого не произошло. Срок содержания под стражей ему был продлен до 11 декабря 2013 г. При этом следователь изменил меру пресечения с ареста на подписку о невыезде одному из предполагаемых организаторов этого преступления - Анатолию Шестерюку, хотя тот своей вины не признает.