Крупнейший портал о недвижимости Zoopla провел IPO

В ходе размещения интернет-порталу удалось заработать около 1 млрд фунтов
Н.Карельская/ Ведомости

Крупнейший британский портал о недвижимости Zoopla вышел на IPO. В ходе первичного размещения компании удалось выручить около 1 млрд фунтов. Всего Zoopla продал бумаг на 38% от акционерного капитала.

На Лондонской фондовой бирже акции начали торговаться по цене 220 пенсов за штуку, в ходе торгов они выросли на 7,7% до 237 пенсов, что принесло Zoopla капитализацию в 990 млн фунтов стерлингов. Если ситуация будет развиваться позитивно, то ценные бумаги Zoopla уже в сентябре могут быть включены в FTSE 250 - биржевой индекс Financial Times, основанный на курсах акций компаний, занимающих 101-350-е места по капитализации в списке Лондонской фондовой биржи (список обновляется четыре раза в год, в том числе в сентябре). "Zoopla разместилась ближе к нижней границе ценового диапазона (ранее предсказывали, что бумаги могут быть размещены по цене от 200 до 250 пенсов за штуку), но результаты, которые показали акции портала, впечатляют", - цитирует Financial Times Стива Лейчи, аналитика Investec.

Интернет-портал Zoopla был основан в 2007 г., в 2012 г. он слился с одним из своих конкурентов - порталом Findaproperty. До сих пор 92% компании владели британский медиаконгломерат Daily Mail - General Trust и венчурная компания Atlas Venture. Их доля в интернет-портале оценивалась в 540 млн фунтов. Еще 8% было у генерального директора портала Алекса Честермана. Посещаемость сервиса постоянно растет: с начала года на него ежемесячно заходит 41 млн человек (половина - с мобильных устройств), за аналогичный период прошлого года посетителей было всего 27 млн человек в месяц.

В ходе IPO доли акционеров в Zoopla снизились. Например, Алекс Честерман теперь владеет не 8%, а 6,1% интернет-портала. Его нынешний пакет акций оценивается в 56 млн фунтов. Партнеры Daily Mail - General Trust и венчурная компания Atlas Venture снизили свою долю с 92 до примерно 30%, их пакет теперь может стоить 190 млн фунтов.

Агентам недвижимости, пользующимся услугами Zoopla, интернет-портал планировал предложить 20%-ную скидку на акции. Для риэлторов было зарезервировано 20 млн ценных бумаг. Сейчас таких клиентов у Zoopla около 19 000, предложением стать акционером портала воспользовался каждый пятый риэлтор, говорит источник Financial Times.

Шаг Zoopla вполне логичен, предполагали ранее аналитики. У портала нет острой потребности в деньгах, поэтому затея с IPO - всего лишь желание сохранить постоянных клиентов, которые могут уйти к конкурентам. Основной заработок Zoopla получает с продажи рекламных объявлений, которые дают агентства недвижимости и девелоперы, чтобы распродать свои объекты, и постоянно поднимает ставки. Для пользователей контент бесплатен. За каждое объявление портал берет с рекламодателя не менее 301 фунта в месяц. У главного конкурента - портала о недвижимости Rightmove ставки выше - 607 фунтов в месяц. И эти ставки постоянно растут. В связи с чем еще один соперник Zoopla - портал о недвижимости Agents' Mutual (его основали крупные агентства недвижимости и консалтинговые компании, в числе которых Knight Frank и Savills, не желающие отдавать Zoopla и Rightmove все большие суммы) занялся демпингом, пообещав риэлторам не изменять стоимость рекламы в течение пяти лет.