Статья опубликована в № 3709 от 05.11.2014 под заголовком: Кольцо с гарантией

Определились претенденты на один из самых дорогих участков ЦКАД - секцию 3

Конкурс за право строить очередной участок ЦКАД привлек рекордное количество участников. Чем хуже условия на рынке, тем привлекательнее проекты с гарантированной господдержкой, считают эксперты
М.Стулов / Ведомости

На прошлой неделе определились претенденты на один из самых дорогих участков ЦКАД - секцию 3. В госкомпании «Автодор», ответственной за проект, прошла процедура вскрытия конвертов с заявками на концессионный конкурс.

Секция 3 ЦКАД - это отрезок нового кольца вокруг Москвы длиной 105 км, от Солнечногорского до Ногинского района. Стартовая стоимость строительства - 75,6 млрд руб. (она должна снизиться по итогам конкурса). В том числе 32,7 млрд руб., или 43%, должен вложить частный инвестор. Участок, как и почти вся ЦКАД, будет платным, но собирать деньги с автомобилистов станет отдельная компания-оператор, которую потом отберет «Автодор». Сборы должны перечисляться «Автодору», а он будет расплачиваться с частником. Так будут возмещены инвестиции и покрыты расходы на содержание дороги.

На конкурс поступило пять заявок, три из них - с участием европейских компаний (см. таблицу). Это рекорд для крупного федерального концессионного проекта. За мост через Лену, который в прошлом году выставлял на конкурс Росавтодор, хотели бороться четыре претендента. На конкурсах «Автодора» такое же количество заявителей заинтересовалось только другим участком ЦКАД - секцией 5, однако на этом проекте будет использовано долгосрочное инвестиционное соглашение, которое предполагает существенно меньшее частное финансирование, а дорогу надо лишь реконструировать, а не строить с нуля.

Но такое количество заявок не означает, что все пять претендентов действительно будут бороться за секцию 3 ЦКАД до последнего, говорит человек, близкий к одному из участников конкурса. На втором этапе отбора, когда нужно подать конкурсное предложение с ценовыми параметрами, вероятно, останется два-три претендента, считает он. Некоторые участники конкурса подали заявки на другие тендеры, напоминает собеседник «Ведомостей»: если там шансы будут выше или условия привлекательнее, конкурсное предложение на секцию 3 ЦКАД можно будет и не подавать. Так, несколько участников рынка называли УК «Лидер» наиболее вероятным претендентом на концессионный контракт по строительству Северного дублера Кутузовского проспекта. А «Стройгазконсалтинг» ранее подал заявку на секцию 5 ЦКАД, довольно существенно снизив цену, что повышает шансы компании на победу.

Вероятно, многим было важно, подав заявку, застолбить место, считает сотрудник другой компании, участвующей в конкурсах «Автодора»: сейчас в ходе переговоров будут уточняться составы консорциумов, компании определятся, готовы ли участвовать.

Ситуация на строительном рынке осложнилась, напоминает партнер EY Александр Ерофеев: конкуренция обострилась, многие компании обожглись с традиционными подрядами и обратили внимание на концессионные проекты. Вероятно, поэтому в числе заявителей немало именно строительных компаний, а не только финансовых организаций, отмечает он.

Но на рынке не так много проектов с понятной структурой и понятным механизмом возврата инвестиций, продолжает Ерофеев. К тому же ЦКАД гарантирована господдержка: проект поддержал президент Владимир Путин, он вряд ли будет приостановлен, как, например, произошло, с мостом через Лену. ЦКАД - в числе первых проектов, на которые правительство согласилось выделить деньги фонда национального благосостояния (ФНБ). Причем уже после объявления о заявке «Роснефти», запросившей 2,2 трлн руб. из ФНБ, министр финансов Антон Силуанов подчеркнул, что решение о финансировании ЦКАД пересматриваться не будет (цитата по «Прайму»). Набсовет «Автодора» в начале октября уже утвердил размещение пилотного выпуска облигаций на сумму 21,7 млрд руб., которые Минфин выкупит у госкомпании на средства ФНБ.

Участие государства и поддержка на федеральном уровне сейчас обеспечивают привлекательность такого проекта, как ЦКАД, на фоне снижения интереса к менее масштабным региональным проектам, резюмирует партнер PwC Дмитрий Ковалев: в нынешних условиях для инвесторов это минимизация рисков.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать