Инвесторы проектов «Автодора» испугались девальвации рубля и разогнавшейся инфляции

Инвесторы в дорожные проекты опасаются девальвации рубля и разогнавшейся инфляции. Они хотят, чтобы государство подстраховало их от новых рисков
Валютные и инфляционные риски могут затормозить инфраструктурные проекты/ Артем Геодакян/ ТАСС

Из-за ослабления рубля и разогнавшейся инфляции инвесторы начали обсуждать с госкомпанией «Автодор» возросшие риски автодорожных проектов и возможность снизить их с помощью государства. Об этом «Ведомостям» рассказали два сотрудника компаний, участвующих в конкурсах «Автодора», и человек, близкий к Минтрансу. Официальных обращений не поступало, переговоры по данному вопросу не ведутся, говорит представитель «Автодора».

С начала года «Автодор» разыграл и выставил на конкурс несколько крупных концессионных проектов с существенной долей частного финансирования. Продолжаются переговоры о привлечении финансирования для строительства и обслуживания участка трассы М11 Москва - Санкт-Петербург с 543-го по 684-й км, концессионером по которому был выбран консорциум «ВТБ капитала» и французской Vinci. Подано пять заявок (в том числе три - от консорциумов с участием европейских компаний) на конкурс по секции 3 ЦКАД, а завтра должны определиться претенденты на секцию 4.

Занимать в валюте сейчас все равно никто не будет, так что сам по себе валютный риск не должен волновать инвестора, ведь и капитальные, и эксплуатационные затраты по проекту тоже рублевые, указывает сотрудник компании, участвующей в концессионном проекте. Более острой проблемой сейчас можно было бы считать неконтролируемые риски инфляции, согласен его коллега.

Курс рубля к доллару с начала года упал почти на 40%. Такое ослабление рубля прибавит к инфляции примерно 4 п. п., привел недавно оценки министр экономического развития Алексей Улюкаев. Официальный прогноз Минэкономразвития, утвержденный в сентябре, - инфляция на уровне 7,5% по итогам года. Уже по состоянию на 10 ноября рост цен с начала года составил 7,6%, сообщил вчера Росстат, в годовом выражении инфляция превысила 8,5%.

Ослабление рубля может сказаться на экономике новых проектов через растущие затраты на импортное оборудование и материалы, говорит человек, близкий к одному из участников концессионного конкурса, причем чем выше технические требования к объекту, тем существеннее их доля. В общем объеме затрат это совсем немного, не согласен другой участник рынка. Дело не только в стоимости материалов, указывает партнер Hogan Lovells Александр Долгов: все затраты по проекту привязаны к рублям. Участники рынка обеспокоены, продолжает он, звучат призывы сместить баланс в пользу поддержки инвесторов. Государства Ближнего Востока полностью берут на себя валютный риск, такие примеры есть и в Латинской Америке. Чтобы защитить инвестора от колебаний курса, в соглашение закладывается некий коридор, при его превышении государство берет на себя обязательства компенсировать убыток концессионера, либо увеличивая платеж, либо продлевая сроки, объясняет Долгов.

В крупных российских проектах прецедентов пока нет, замечает юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова: это страновой политический риск, а Россия уже покинула категорию стран (таких как, например, Нигерия), где государство берет на себя подобные риски в проектах ГЧП.