За два самых дорогих участка ЦКАД будут бороться одни и те же компании

За два самых дорогих участка ЦКАД будут бороться одни и те же компании. Не хватает ни проектов, ни игроков, констатируют эксперты
Максим Стулов/ Ведомости

В пятницу определились претенденты на секцию 4 ЦКАД - участок длиной 96,5 км на юго-востоке Московской области. Это самый дорогой отрезок (76,5 млрд руб.). На проект нашлось пять претендентов - те же компании, которые две недели назад подали заявки на соседнюю 3-ю секцию (75,6 млрд руб.).

Некоторые консорциумы сменили название, но учредители те же, следует из данных СПАРК (см. врез). «Заявки даже поступили в той же последовательности, что и две недели назад, - полное дежавю!» - удивлялся сотрудник одной из компаний, участвующих в конкурсе. «Будет легко писать репортаж: взять заметку двухнедельной давности и поменять «секция 3» на «секция 4», - иронизировал его коллега.

У проектов схожая структура, конкурсы объявлены одновременно, роуд-шоу были общими, объясняет человек, участвовавший в подготовке документации: это экономия ресурсов, компании сразу готовили две заявки.

Претендуют традиционные участники концессионных конкурсов, а новым серьезным игрокам взяться неоткуда, считает сотрудник компании, участвовавшей в роуд-шоу ЦКАД. Некоторые строительные компании не интересуются концессиями, считая механизм слишком сложным, или не пройдут по требованиям, продолжает сотрудник одной из них. Немногие банки готовы финансировать крупные инфраструктурные проекты, добавляет участник рынка.

Но и крупных проектов с понятным механизмом возврата инвестиций и гарантированной господдержкой (как для секций ЦКАД. - «Ведомости») не так много, замечает партнер PwC Дмитрий Ковалев. Все участники заинтересованы, подав две заявки, повысить шансы на победу, объясняет он.

Погрузившись в проект, заявители повышают шансы участвовать в нем совместно с победителем: банки - присоединиться к финансированию, строители - получить подряд, говорит один из участников рынка. Некоторые игроки пытаются договориться с несколькими консорциумами, чтобы перебежать к победителю, продолжает он. Венгерская Intertoll заявилась на оба конкурса в консорциуме со «Стройгазконсалтингом», но заключила меморандум о взаимопонимании по секции 4 еще и с «Автобаном», рассказали два человека, близких к участникам конкурса. Представитель Intertoll это отрицает, соглашение со «Стройгазконсалтингом» заключено на условиях эксклюзивности, говорят представители обеих компаний. Представитель «Автобана» на запрос не ответил.

На втором этапе отбора, когда предстоит подать предложение с ценами, вряд ли останется по пять заявок на каждую из этих двух секций ЦКАД, рассуждает сотрудник инфраструктурной компании. Вряд ли кто-то из участников тендера готов взять на себя обе секции, указывал человек, близкий к одному из претендентов, но важно хотя бы застолбить место.