Статья опубликована в № 3733 от 09.12.2014 под заголовком: Торговцы держат удар

В России посещаемость магазинов упала почти на 10%

Падение посещаемости магазинов составило от 5% в Москве до 8% в среднем по России. Но девелоперы вводят все новые торговые центры
Чтобы привлечь покупателей, ритейлеры проводят лотереи и разрабатывают программы лояльности
А. Махонин / Ведомости

В России, по данным Colliers International, в 2014 г. заявлялось 70 новых торговых центров площадью 2,6 млн кв. м. Из них 20% - в городах с населением до 350 000 человек. По факту, полагают аналитики, построят меньше. Например, в Москве планировалось сдать около 1 млн кв. м, но, как прогнозируют аналитики «Магазина магазинов», введут примерно 730 000 кв. м. Всего, по информации Дениса Соколова, партнера Cushman & Wakefield, в России сейчас строится примерно 140 ТРЦ общей площадью более 5 млн кв. м.

Самое большое открытие 2014 г. - московский ТРЦ «Авиапарк» (235 000 кв. м арендопригодной площади). В других городах самые крупные новые комплексы - «Лотос Plaza» в Петрозаводске (62 500 кв. м) и «Торговый парк № 1» в Твери (55 000 кв. м).

На фоне строительных рекордов в Москве растет уровень пустующих помещений: с 3,5% на конец II квартала 2014 г. до 6% на конец III квартала (данные JLL). По имеющейся у Cushman & Wakefield информации, «тенденция к снижению заполняемости ТРЦ распространяется на большинство регионов России», заявил Соколов.

Нестабильный трафик

С марта, по данным Watcom Group, посещаемость торговых центров в России в целом упала до 8%: в Москве, например, - на 5%, в Приволжском ФО - на 10%. Наибольшее снижение трафика наблюдается в ТЦ площадью 40 000-80 000 кв. м, расположенных вдали от метро. Крупные объекты и магазины «у дома» пока держат удар, кое-где посещаемость и обороты даже растут, комментирует Алексей Князев, управляющий партнер Watcom. В комплексах «Торгового квартала» в Домодедове и Калуге трафик увеличился на 8 и 15% соответственно, радуется Роман Гусейнов, коммерческий директор компании.

В Петербурге покупательская активность снижается даже в наиболее успешных торговых комплексах, сожалеет Роман Евстратов, партнер Rusland SP. По его данным, по сравнению с осенью 2013 г. в топовых «Галерее» и «Меге» выручка в некоторых магазинах упала в два и более раза. Посещаемость мытищинского ТЦ «Три кита» снизилась за год на 5-7%, говорит Артем Еранов, руководитель направления коммерческой недвижимости «БТР групп».

Кто держится

PPF Real Estate Russia наблюдает «положительную динамику [трафика] у гипермаркетов и фудкорта» в торгцентрах в Рязани и Астрахани, говорит Ольга Паршикова, исполнительный директор по торговой недвижимости. Продуктовые магазины всегда в кризис себя хорошо чувствуют, объясняет Денис Колокольников, гендиректор RRG: на продукты семьи, как правило, тратят до 25-30% бюджета. Если ритейлеры видят отток клиентов, то стараются их удержать при помощи программ лояльности, делится Юлия Лазарева, директор по развитию сети «Перекресток».

В московских торгцентрах «МД групп» спрос на торговые помещения не упал со стороны продуктовых ритейлеров и операторов фудкорта, также «держатся рестораны и детский сегмент», рассказала Юлия Дальнова, директор управления коммерческой недвижимости компании.

В двух региональных ТЦ «Торгового квартала» рост товарооборота на 22% показал «Ашан», проинформировал Гусейнов.

Кто теряет

«В плане развития «Адамаса» заложен рост в этом году на 25%, мы пока его выполняем, но прикладываем сверхусилия. Поддержать тот же темп в 2015 г. мы вряд ли сможем», - поделился Максим Вайнберг, исполнительный директор компании. Оборот «Модного континента» в этом году вырос на 8-10%, но продажи растут «в штуках», а в долларах падают, поэтому «маржи практически нет», рассказывает Вячеслав Демидов, директор по развитию сети. «Если раньше мы открывали по 150 магазинов в год, то сейчас согласовали открытие 31 магазина», - поделился он. Планы по открытию новых магазинов сократились у ритейлеров в среднем в 3 раза, подтверждает Булат Шакиров, гендиректор Praktika Development, президент Российского совета торговых центров: «На переговоры с девелоперами все чаще ходят сами владельцы [торговых сетей], которые внимательно оценивают трафик будущего ТРЦ».

В 2014 г. решения о закрытии магазинов в России принял ряд международных fashion-операторов: OVS Industry, Esprit, Seppala, River Island, New Look, перечисляет Анна Никандрова из Colliers International. Колокольников, ссылаясь на проведенный RRG опрос потребителей, говорит, что в период кризиса до 70% людей готовы отказаться от привычных брендов, чтобы сэкономить на одежде.

Как договориться

Брокеры призывают девелоперов проявлять гибкость в переговорах с арендаторами. По словам Демидова, им уже идут навстречу и соглашаются брать арендную плату как процент с оборота. «Модный континент» готов делиться от 6% (в малопосещаемых объектах) до 12% (в успешных)», - сказал он. Сейчас владельцы повернулись к нам лицом, рассказывает Яна Данильченко, директор по поиску помещений «Маза парка», и готовы выделять [по сниженным ставкам] под развлекательный парк в ТРЦ по 10 000-15 000 кв. м, надеясь, что он привлечет посетителей. Компания намерена до 2020 г. открыть 10 объектов в городах-миллионниках.

Praktika Development, управляющая московскими ТРЦ Mari и «Ривьера», подписывает в том числе и рублевые договоры с арендаторами, рассказал Шакиров. «БТР групп» по части действующих контрактов зафиксировала валютный курс, поделился Еранов: «Оборот у некоторых операторов снизился на 20%, приходится договариваться».

Снижение ставок на киоски по 10 кв. м в ТРЦ в этом году достигло 40-50%, рассказала Индира Шафикова, директор по реализации арендных программ Retail Profile Russia. Она привела пример: с лета 2014 г. мини-форматы в «Метрополисе» платят с 1 кв. м в год по 350 000 руб. вместо 600 000 руб.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать