Подмосковные производители стройматериалов увеличивают мощности в расчете на экспорт

Их интересует в первую очередь Китай и сопредельные азиатские рынки
Вклад производителей стройматериалов в экономику регионов трудно переоценить/ И. Соловьев

Незаметно для властей они уже давно «заместили» что могли и вышли на иностранные рынки или планируют сделать это в ближайшие несколько лет.

Всегда готов

«К нынешнему идеологическому всплеску на тему экспорта мы готовы», – смеется Евгений Войлов, вице-президент компании «Технониколь». Компания работает с 1992 г. Сейчас у нее 40 заводов, 41 страна постоянного присутствия (в этих странах компания занимает определенную долю на своем рынке) и 65 стран, куда поставляется продукция. К примеру, выборгский завод почти на 80% работает на экспорт, объем производства – более 30 млн кв. м битумных материалов в год. Ежегодный оборот компании – 68 млрд руб.

Один из крупнейших иностранных инвесторов в сегменте стройматериалов – компания Knauf с 1993 г. построила 13 заводов в России, сумма инвестиций составила 1,4 млрд евро. «У семьи (Knauf – семейный бизнес) всегда было большое желание инвестировать дальше», – рассказывает Павел Вишняков, гендиректор Knauf Insulation.

В Московской области производители стройматериалов и сопутствующих изделий дают 23% всех налоговых поступлений в бюджет. «Объем рынка Московского региона – здесь мы не разделяем Московскую область и Москву – это 1 трлн руб.», – сказал Герман Елянюшкин, заместитель губернатора Подмосковья. Объем отгруженной продукции в прошлом году по области составил 212 млрд руб. У Москвы показатели скромнее: в 2014 г. – 31,3 млрд руб., подсчитал департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города.

В столице работает около 90 организаций, которые производят продукцию для стройки и рынка недвижимости (бетон, асфальт, трубы и профили, лифтовое оборудование, кабель, окна, резиновые изделия, плитку и т. д.). В области – более 1000 компаний, из них 209 организаций обеспечивают 85% всего выпуска стройматериалов в регионе. В Москве объем инвестиций в основной капитал в отрасль в 2013 г. составил 250 млн руб., в 2014 г. – 336,5 млн руб. В Подмосковье в прошлом году было построено и реконструировано 10 крупных предприятий с объемом инвестиций 10,3 млрд руб.

Один из них – завод Weber-Vetonit компании «Сен-Гобен» в Егорьевске. Инвестиции в производство – около 500 млн руб. Линия рассчитана на выпуск 120 000 т сухих смесей в год. «Нас не пугают российские риски, – прокомментировал решение Гонзаг де Пире, гендиректор «Сен-Гобен СНГ». – Нашей компании 350 лет, мы умеем планировать свою деятельность на долгосрочную перспективу». Международная компания пришла в Россию в 1993 г. и уже открыла здесь восемь заводов, производящих теплоизоляцию, сухие строительные смеси, гипсокартон.

Из иностранных компаний в разное время в Россию и Московскую область помимо французской «Сен-Гобен» пришли датские Danfoss и Rockwool, немецкие Rehau и Knauf и др. Как рассказали «Ведомостям» их представители, все и дальше планируют инвестировать в производство, планы по развитию пересмотрены не были. «Мы хотели бы, чтобы наши производственные мощности были по всей стране. Это связано с особенностью строительной отрасли. Стройматериалы невыгодно перевозить на большие расстояния», – заметил Гонзаг де Пире.

Поддержат не всех

Компании Московского региона совокупно производят 85% всех строительных материалов, потребляемых девелоперами на этой же территории, отмечает Елянюшкин. В целом при возведении недвижимости на 88% используются отечественные материалы, а доля импортных составляет 12%, добавляет Александр Ручьев, президент ГК «Мортон».

На федеральном уровне российские власти заявляли о поддержке проектов в сфере импортозамещения. «Специальный орган» должен заняться отбором инвестпроектов, «чтобы включить их в специальный реестр наиболее важных из них. Всем участникам этого списка будет предоставлено бюджетное финансирование», заявил недавно премьер-министр Дмитрий Медведев (цитата по «Интерфаксу»).

В Подмосковье существует программа господдержки (но в области сельского хозяйства), сказали «Ведомостям» в пресс-службе губернатора. В области производства стройматериалов такой программы нет. Опрошенные компании отметили, что поддержка нужна, но не бюджетное финансирование. Лучше снизить административную нагрузку. Например, за 2014 г. «Кнауф гипс» подвергся в общей сложности 75 проверкам со стороны госорганов и специализированных организаций, поделился Леонид Лось, руководитель службы корпоративных коммуникаций Knauf. Все производители пожаловались на серьезно возросшую кадастровую стоимость участков, что увеличило налоговое бремя. С 1 ноября 2015 г. планируется взимать плату за проезд грузового транспорта по дорогам в размере 3,75 руб. за 1 км, что также увеличит себестоимость продукции, предупреждает Войлов.

Местное в цене

Тем не менее девальвация рубля приводит к «автоматическому импортозамещению», как выразился президент ФСК «Лидер» Владимир Воронин: «Раньше мы использовали китайскую плитку, которая была дешевле уральской. Сейчас отечественная стала дешевле, мы перешли на нее».

На юге России доля турецких поставщиков теплоизоляции доходила до 25%, сейчас их продукцию полностью заместили материалы российского производства, поделился Олег Дорин, директор бизнес-подразделения «Теплоизоляция» компании «Сен-Гобен».

По ряду позиций доля иностранных материалов приближается к нулю. Так, по рулонным материалам доля импорта – 0,2%, подсчитали в «Технониколи». В сегменте каменной ваты, композитной и гибкой черепицы и проч. – 1–3%.

В Россию продолжает импортироваться только незначительная доля высокотехнологичных продуктов, предназначенных для узких сегментов рынка, а также уникальные виды товаров, говорит Дорин. Цены выросли на 30–50%, а на некоторые категории товаров – и до 100%. «Сен-Гобен» продолжает ввозить индустриальные и полимерные полы, высокотехнологичное стекло (электрохромное), различные виды пластиков и пленок. «Технониколь» пока не подняла цены на свою продукцию, но «переживает» за полимеры, которые экспортируются. Дорин полагает, что дальнейшее удорожание стройматериалов составит не более 5–15% в зависимости от размера импортной составляющей в продукте и с учетом уровня евро.

Иностранцы, которые уже давно работают в России, позитивно оценивают перспективы своего бизнеса. «Пока российское производство составляет несколько процентов от общего оборота компании в 41 млрд евро, – замечает Гонзаг де Пире. – В Бразилию мы пришли в 1937 г., компания выпускает там очень широкую палитру продукции». В России компания выпускает пока всего три вида продукции (теплоизоляционные материалы, сухие смеси, гипсокартон) и видит «хороший потенциал для роста».

Knauf Insulation пока продает лишь материалы, но думает над производством и продажей готовых конструктивных элементов, отмечает Вишняков. Группа делает ставку на частного потребителя. «Потребление энергоэффективных материалов в пересчете на человека в России в 4 раза ниже, чем в Германии, Дании, Финляндии. У рынка теплоизоляции хорошие перспективы», – уверен он.

«Технониколь» строит в России шесть заводов в Ростове-на-Дону, Хабаровске, Челябинске, Санкт-Петербурге и Рязани. Общий объем вложений – около 7 млрд руб. Окупаемость инвестиций, по словам Войлова, ориентировочно семь лет. На более крупных предприятиях вложения окупаются дольше, на небольших – иногда 3–4 года.

Застройщики и сами изыскивают средства экономии. «Мортон» еще в конце прошлого года ввел в строй ДСК «Град». «Нам удалось снизить себестоимость на 15%, – рассказывает Ручьев. – Изначально этот показатель был 25%, но с подорожанием металла на 30% и других стройматериалов мы пришли к 15%-ной экономии». 60% продукции ДСК будет использоваться для собственного потребления, 40% планируют продавать на внутреннем рынке. Производственные линии закупались в Европе, но валютных кредитов у «Мортона» нет. «Мы брали кредит в Промсвязьбанке на пять лет, – говорит Ручьев. – За четыре месяца работы ДСК (с учетом авансовых платежей – полгода) мы уже 1 млрд из 9 млрд руб. вложенных погасили». Расчетный срок окупаемости инвестиций – пять лет.

Компания «ГВСУ центр» провела модернизацию трех промпредприятий в Можайске, Балашихе и Серпухове, вложив более 2,3 млрд руб., в результате чего объем производства вырос в 2 раза, а производительность труда – в 6 раз. В ближайшие пять лет компания планирует вложить еще 3 млрд руб., чтобы выпускать любые серии домов «без существенных затрат» и «по очень конкурентным ценам».

Производители стройматериалов тоже работают над себестоимостью. Так, у «Технониколи» разница с западными аналогами (без учета декабрьской девальвации рубля) – 30–50%. У компании Danfoss – от 10% (на системы индивидуального учета потребления) до 30% (ПО для управления тепловыми пунктами). У Серпуховского лифтостроительного завода цена за лифт на 6000–9000 евро ниже. А с учетом девальвации стоимость российских материалов автоматически стала в 2–2,5 раза меньше европейской. Что подталкивает российских производителей к экспорту товаров.

Не для себя

Большая часть производителей сейчас рассматривает выход на рынки Турции, Китая, Европы, говорит Павел Вишняков, думают, как компенсировать падение, которое в России в ряде отраслей уже есть. Российское подразделение Knauf Insulation уже имеет опыт экспорта: «Два года назад мы были самым крупным поставщиком теплоизоляции в Австралии. Из нашего завода в Ступине возить ее оказалось выгоднее, чем, например, из США».

Быстро выйти на иностранные рынки вряд ли получится, предупреждает Войлов. Там своя конкуренция; у каждой европейской страны свои требования к материалам. Например, в Польше очень жесткие требования по качеству, фактически премиального сегмента, а цену они платят как за эконом, замечает Войлов. Нелегко будет преодолеть предубеждение, что российские товары низкого качества, добавляет Ручьев. По его словам, выход на иностранный рынок занимает 2–3 года. В Финляндию «Технониколь» выходила пять лет. «Когда наши материалы получают европейский сертификат CE – это праздник», – говорит Войлов.

Совместное предприятие ГК «Мортон» с Роснано – «Гален» производит композитные материалы, в первую очередь базальто-пластиковую арматуру, крепежные элементы. Более 50% продукции поставляется на экспорт. Нынешний небольшой оборот – около 450 млн руб. – планируют за год-полтора увеличить до 1 млрд руб. У Ручьева есть планы по созданию в Индии передового ДСК, аналогичного «Граду». Кроме того, в Московской области компания планирует построить еще два производства, но пока отказывается назвать их профиль.

У ЛСР экспорт кирпичей только за I квартал 2015 г. в 13 раз превысил объем за весь прошлый год. Причина – в проведении в Казахстане Expo-2017, где ведется активное строительство. По словам управляющего Айдара Акберова, завод «ЛСР. Стеновые-М» обеспечен казахстанскими заказами на два года вперед.

«Технониколь» собирается выйти на восточные рынки через Дальний Восток. «Мы подписали соглашение с Министерством развития Дальнего Востока. Льготы, которые обещает Минвостокразвития Россия, позволят не только обеспечить Дальний Восток теплоизоляцией, но и активно экспортировать в Китай», – надеется Войлов.