Недвижимость
Бесплатный
Мария Соловиченко

Количество магазинов «у дома» в Москве выросло в 10 раз за 10 лет

На один «квадрат» торговых площадей продуктового магазина приходится пять жителей столицы
Сегодня в среднем по Москве на 1 кв. м торговых площадей приходится около пяти жителей
А. Гордеев / Ведомости

За последние 10 лет (с 2005 по 2015 г.) число продуктовых сетей на рынке Москвы выросло с 21 до 48, сообщает международная консалтинговая компания Knight Frank. Эксперты компании проанализировали, как развивался московский рынок торговли продуктами питания на протяжении последнего десятилетия. 

По данным Knight Frank, общее количество сетевых продуктовых магазинов за последние 10 лет увеличилось в 3,2 раза и составило 2106 точек (на 1 апреля 2015 г.). Похожие данные у ЭКЦ «Инвест-проект», который провел маркетинговое исследование столичного рынка продуктового ритейла за 2013/2014 г. По данным центра, на начало августа 2014 г. в Москве работало 2430 продуктовых магазинов (+13% к августу 2013 г.).

Оборот столичного рынка продуктового ритейла на душу населения вырос в 2,5 раза, отмечает Knight Frank. По данным компании, на 1 апреля 2015 г. совокупная торговая площадь сетевых продуктовых магазинов превышает 2,3 млн кв. м.

Таким образом, сегодня в среднем по Москве на 1 кв. м торговых площадей приходится около пяти жителей. Для сравнения: в 2005 г. на 1 кв. м приходилось девять человек. К районам столицы, наиболее обеспеченным продуктовыми магазинами, относятся Красносельский, Нижегородский, Северное Измайлово, Свиблово, Ярославский, Левобережный (на 1000 жителей приходится более 350 кв. м торговых площадей в сетевых продуктовых магазинах). Среди наименее обеспеченных (с показателем менее 100 кв. м на 1000 человек) Knight Frank выделил районы Нагатинский Затон, Щукино, Измайлово Восточное, Восточный, Косино-Ухтомский, Беговой и Щукино.

Кроме того, за прошедшее десятилетие появились новые форматы продуктовых магазинов. В частности, торговые операторы стали большее внимание уделять развитию магазинов малых форматов, а также формата «дискаунтер». Например, X5 Retail Group активно развивает магазины шаговой доступности «Перекресток экспресс» и дискаунтеры «Пятерочка», французский ритейлер «Ашан» – сеть дискаунтеров «Атак». С 2012 г. в Москве начали расти дискаунтеры новой сети «Верный». «Азбука вкуса» открыла первые магазины формата «мини-маркет» AB Daily. Кроме этого, в 2012 г. торговая сеть «Магнолия» стала первым отечественным розничным оператором, который внедрил кассы самообслуживания. Согласно подсчетам Knight Frank, количество магазинов "у дома" в Москве выросло в 10 раз за 10 лет: со 100 сетевых точек в 2005 г. до 1000 точек в 2015 г.  

Однако, несмотря на активный рост числа магазинов в Москве, их все еще не хватает жителям столицы, и рынку есть куда расти. «Анализ текущей ситуации показывает, что во многих районах столицы, особенно периферийных, которые массово застраивались и продолжают застраиваться в настоящее время жильем, все еще низка обеспеченность продуктовыми магазинами, что подчеркивает высокий потенциал для развития сегмента продуктового ритейла», – комментирует директор департамента аналитики Knight Frank Russai & CIS Ольга Ясько.

По оценкам ЭКЦ «Инвест-проект», свободная часть московского рынка сетевого продуктового ритейла составляет около 1300 потенциальных точек.