Статья опубликована в № 3839 от 27.05.2015 под заголовком: «Стройгазконсалтинг» уступит дорогу

«Стройгазконсалтинг» может уступить строительство ЦКАД «Крокусу»

«Автодор» думает поменять подрядчика, который так и не приступил к стройке
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Госкомпания «Автодор», ответственная за проект строительства Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД, платный дублер подмосковной «бетонки»), думает над заменой подрядчика: «Стройгазконсалтинг» уведомил ее, что не может исполнить контракт, рассказал человек, близкий к Минтрансу, и подтвердил представитель «Автодора». Строительство первой секции могут доверить «Крокусу», знают федеральный чиновник и человек, близкий к Минтрансу, а также сотрудники трех компаний, задействованных в проекте ЦКАД.

«Стройгазконсалтинг» выиграл контракт на строительство и обслуживание первого участка ЦКАД весной 2014 г. Компания запросила неожиданно низкую цену – 48,9 млрд руб., на 3,5 млрд руб. ниже стартовой. Построить такой сложный объект по столь низкой цене нереально, предупреждали тогда сотрудники компаний-конкурентов.

Видимо, и не получится. К апрелю этого года стройка так и не началась, сообщал предправления «Автодора» Сергей Кельбах: работы не сдано «ни на копейку», компания отстала от графика уже на полгода.

«Стройгазконсалтинг» столкнулся с финансовыми проблемами. Он не смог получить аванс от «Автодора», поскольку не предоставил банковскую гарантию – стоимость гарантий в прошлом году резко выросла, и даже надежным подрядчикам банки выдавали их неохотно. А по соглашению «Автодора» с подрядчиком заказчик перечисляет средства в основном за выполненные работы, объясняет старший юрист Herbert Smith Freehills Роман Чураков.

У «Стройгазконсалтинга» нет ни собственных свободных средств, ни возможности привлечь заемный капитал. С конца прошлого года он получает иски от кредиторов. Банки и субподрядчики выставили ему претензии на общую сумму 15 млрд руб. В апреле у «Стройгазконсалтинга» официально сменились собственники: компания перешла от Руслана Байсарова к Газпромбанку и инвестфонду UCP Ильи Щербовича. Чтобы обеспечить «стабильную операционную деятельность» «Стройгазконсалтинга», Газпромбанк займется реструктуризацией долгов, обещала первый вице-президент банка Екатерина Трофимова. Новые акционеры заняты расчисткой накопившихся проблем, так что пока не до проектов, признает человек, близкий к компании.

«Автодор» такая ситуация не устраивает, говорит федеральный чиновник. Строительство ЦКАД финансируется из ФНБ, о запуске этого проекта объявлял президент Владимир Путин, и проблемы у одного из подрядчиков создают угрозу для всего кольца. После переговоров с компанией стало ясно, что выполнить обязательства она не сможет, рассказывает сотрудник компании, в них участвовавшей. На прошлой неделе Минтранс, «Автодор», подрядчики и банки обсуждали, как поменять подрядчика, рассказали два человека, близких к Минтрансу. Окончательного решения нет, говорит один из них: «Автодор» изучает разные варианты, но во всех есть сложности и риски.

Что надо построить

Первая секция – это 49,5 км в новой Москве, Подольском и Наро-Фоминском районах. Из 48,9 млрд руб. сам «Стройгазконсалтинг» обязался инвестировать 6,8 млрд, остальное должно предоставить государство. Дорогу нужно построить до конца 2018 г., а затем обслуживать до 2037 г.

Основная кандидатура на замену «Стройгазконсалтингу» – группа «Крокус» Араса Агаларова, рассказывают собеседники «Ведомостей». «Крокус» тоже участвовал в тендере, но не прошел по квалификационным требованиям: у компании нет опыта строительства дорог высшей технической категории. Но интерес к проекту она не потеряла: Агаларов еще зимой предлагал альтернативные варианты строительства первой секции, рассказывали два федеральных чиновника. Вопрос в том, как быть с недостаточной квалификацией «Крокуса», говорит один из собеседников «Ведомостей».

Не ясно также, что будет с ценой проекта и со сроками, продолжают два участника обсуждения. Отставание по контракту значительное, а ситуация на рынке существенно изменилась, так что компания, которая возьмется за проект, неизбежно поставит вопрос о переносе сроков и увеличении сметы.

Наконец, не определен юридический механизм смены подрядчика. Согласно внутреннему положению о закупках «Автодор» вправе расторгнуть контракт со «Стройгазконсалтингом» и без конкурса назначить второго лучшего участника, т. е. АРКС, говорит Чураков. Иную компанию назначить без конкурса крайне сложно. Представитель АРКС на запрос не ответил.

Другой способ поменять подрядчика – уступка прав и обязательств в пользу компании, выбранной «Автодором», говорит Чураков: риски тут ниже, но потребуется согласие «Стройгазконсалтинга».

Выход «Стройгазконсалтинга» из проекта был бы логичным, признает человек, близкий к компании. Дорожным строительством «Стройгазконсалтинг» пытался заняться не от хорошей жизни, а из-за проблем в отношениях с ключевым заказчиком – «Газпромом», признается он. Теперь, после смены акционеров, компания надеется вернуться к «узкой» специализации.

Представители Минтранса и «Стройгазконсалтинга» от комментариев отказались. Представитель «Крокуса» на запрос не ответил.

В  подготовке статьи участвовала Бэла Ляув

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more