Собственники бизнес- и торговых центров все чаще отдают площади под выставки

Это привлекает посетителей и позволяет сдавать вакантные места
Экспозиция бельгийского художника Арне Куинза в МФК «Город столиц»/ Capital Group

Не каждая площадка подходит для показа произведений искусства, – говорит архитектор, руководящий партнер архитектурного бюро Speech Сергей Чобан. – Это должно быть или пространство, созданное именно как выставочное, или помещение, которое само по себе, благодаря дизайну, архитектуре, способно служить достойным фоном для арт-объектов».

Столь же серьезно подошли к организации арт-пространства и в бизнес-центрах O1 Properties. На «Фабрике Станиславского» (проект Horus Capital, в 2010 г. БЦ был приобретен O1 Properties) восстановлен в историческом здании драматический театр служащих и рабочих. На территории фабрики «Большевик» (постройки конца XIX в.), которую в настоящий момент переделывают в современный культурно-деловой центр, в бывшем мукомольном цехе идет создание первого в России Музея русского импрессионизма. Основу коллекции составят картины из собрания Бориса Минца, основателя O1 Properties. В прошлом году бизнес-центры Lighthouse и Silver City стали площадками для проведения театральных флешмобов фестиваля «Золотая маска». Это позволяет формировать бренды бизнес-центров выгодным для собственника образом, повышает лояльность арендаторов, даже если сами по себе творческие мероприятия прибыли не приносят, комментируют в пресс-службе компании.

«Открытие арт-галереи может привлечь к объекту внимание коллекционеров, бизнесменов, политических деятелей – потенциальных покупателей и просто ценителей произведений искусства, подчеркнет статус бизнес-центра», – согласен заместитель директора отдела консультаций Sawatzky Property Management Сергей Кулич. Торговый центр, обладающий выставочным пространством, становится не просто современной «рыночной площадью», а комфортной и интересной общественной зоной, уверена директор по маркетингу ТРЦ «Афимолл сити» Ева Снеговская. В качестве примера она приводит Фестиваль моды Славы Зайцева на Mercedes-Benz Fashion Week 2013, который проходил в «Афимолле» и собрал около 4500 человек за один день. «Подобные мероприятия помогают связать полученные положительные эмоции с названием коммерческого объекта и увеличить его имиджевый рейтинг», – резюмирует директор по маркетингу и рекламе ГК «Росевродевелопмент» Кирилл Степанов.

Иногда для показа произведений современного искусства используются еще не введенные в эксплуатацию объекты в состоянии shell & core. Чобан считает, что это «по определению временные выставочные инициативы»: «Чтобы проводить выставки в жилом доме или бизнес-центре на постоянной основе, необходимо заранее, еще на стадии проекта, предусмотреть для этого возможность».

Это может быть специально спроектированная в составе комплекса галерея, выставочный зал или особым образом оформленные общественные зоны. По первому сценарию, например, Speech в 2005 г. реализовало проект Галереи Гари Татинцяна: она занимает весь цокольный этаж комплекса «Арт-хаус» на Яузе (проект Сергея Скуратова) и включает в себя три выставочных зала, рабочую зону для сотрудников, небольшой бар и компактные апартаменты для приезжающих кураторов.

Все ради лояльности

«На финальной стадии реализации МФК «Город столиц» и «Легенда Цветного» мы активно привлекали на площадки партнеров, которые проводили выставки современного искусства, показы мод, публичные лекции и т. д., как на коммерческой, так и на некоммерческой основе», – рассказывает PR-директор Capital Group Динара Лизунова. «Город столиц» довольно быстро заслужил репутацию модного места, где происходят премьерные показы дизайнеров (таких, как Игорь Чапурин, Александр Терехов), лекции. Здесь, например, прошли первая в России выставка бельгийского художника и скульптора Арне Куинза, фестиваль Whisky Live, премьера выставочного проекта Best Оffice. В конце этого года будет полностью введен в эксплуатацию МФК «Око» (сейчас сдана офисная башня), второй небоскреб Capital Group в «Москва-сити». В компании рассматривается аналогичный вариант маркетингового продвижения здания. В апреле 2015 г. в офисном лобби уже представил свою новую коллекцию Youngsters Игорь Чапурин.

Фото в интерьере

Для домашнего интерьера подходят только хорошие, близкие хозяевам дома фотографии. Любое искусство в интерьере – это постоянный жилец. Кроме ликвидности фотоработы, громкого имени автора и удачной сделки с галеристом важно удовольствие от созерцания работы. Выбор фотографии можно начать с посещения фотографических выставок в Москве в Центре фотографии на «Красном Октябре» либо у Ольги Свибловой в Московском доме фотографии. На сегодня эти две площадки знакомят с лучшим, что есть в фотографическом искусстве. А дальше – идти в галерею, смотреть и слушать. В моей галерее цены на работы колеблются от 13 000 до 800 000 руб. Коллекционер прекрасно понимает, за что и почему он платит, покупая фотографию. В пределах 30 000 руб., я уверена, каждый найдет то, что ищет для начала коллекции. Ценность снимков определяет совокупность огромного количества параметров, как в любом виде тиражного и нетиражного искусства. В России пока короткая история коллекционирования. Есть небольшое количество корпоративных коллекций, их можно сосчитать на пальцах одной руки. Есть не более 100 частных коллекционеров, и добрая часть из них – из советского прошлого. Тогда собирательство было хобби, которым занимались люди, имеющие доступ к авторским фондам. Есть мнение, что искусство требует белых стен. Но белая стена просто не мешает галеристу продавать работу, а коллекционеру – представить ее на стене в своем доме или офисе. Помогает она не всегда. В нашей первой галерее в ЦДХ в 2001 г. мы сразу сделали стены теплых оттенков. Тогда мы предлагали в основном черно-белые отпечатки советского периода в паспарту теплых оттенков и черных или коричневых деревянных багетах. Они помогали вписать фотографию и в домашний интерьер, и в офис. Паспарту защищает оригинальный снимок, обеспечивает его сохранность. На мой взгляд, рама должна быть деревянная. Сегодня на рынке багетных услуг есть прекрасные образцы пластиковых рам, заменяющих дерево. Если работа большая, претендует на раму более 90 х 120 см, я бы начала думать о классическом оформлении. В музейном пространстве существуют правила развески, но мир все больше от них отходит. В домашних условиях имеет смысл говорить о защите фотографии от повреждений. Влажность и освещенность – главные пункты, по которым мы выбираем место для любимой фотографии. Не стоит вешать работу на стену, на которую падают солнечные лучи, или рядом с бассейном. Уместно ли смешивать в одном помещении разные жанры фотографии? Это личное дело коллекционера. Я как куратор редко размещаю рядом черно-белые и цветные фотографии. И не предлагала бы смешивать крупные планы с удаленными: мы смотрим на стену с одного расстояния, и выстроенная экспозиция должна легко считываться. Понятие «расстояние до объекта» (до стены, на которой он висит), наверное, одно из ключевых при выборе того или иного формата работы или самой работы в целом. С больших расстояний смотрятся большие крупноплановые работы, с коротких расстояний – маленькие.
Материал подготовила Ольга Иевлева

Управляющий директор делового центра «Романов двор» Дениза Вартпатрикова видит в обращении к искусству возможность расширить аудиторию бизнес-центра: «Постоянно обновляемая арт-галерея – тонкий штрих, подчеркивающий премиальность и современность объекта. Офисный центр получает дополнительное продвижение: упоминания в прессе, размещение логотипа проекта в буклетах и материалах о выставках. Приходит больше посетителей каждый день, больше представителей арт-сообщества, критиков, звезд и журналистов в дни открытия и закрытия той или иной выставки. Так офисный центр заявляет о своем существовании на карте города для представителей профессий, далеких от бизнеса и корпоративно-офисной жизни. Но в будущем эти люди могут стать постоянными клиентами ресторанов, кафе на территории объекта или даже заинтересуются арендой офиса в этом здании. Наконец, арт-объекты помогают оживить лаконичные интерьеры общих зон».

ТЦ «Жемчужная плаза» в Санкт-Петербурге не ограничился галереей, а открыл читальные зоны, разместив в них скамейки и полки с книгами. «На фоне постоянных разговоров об ухудшающихся условиях жизни, уныния и стресса востребованной становится возможность отвлечься», – отмечает директор по маркетингу концерна SRV (девелопер проекта) Надежда Пукшанская.

А кроме того, проведение выставки или фестиваля может дать доход от сдачи в аренду площадей и/или занять пустующее помещение временным арендатором, напоминает о прозе жизни директор по маркетингу отдела управления недвижимостью JLL Елена Соловьева.

Интересно, что в торговой галерее МФК «Город столиц» не было предусмотрено специальных зон для экспозиций. Однако девелопер предоставлял временно свободные площади для размещения выставочных проектов. «По мере продвижения комплекса на рынок выставки, лекции содействовали тому, что появлялось все больше арендаторов – кофеен или цветочных магазинов (арендная ставка составляла $1000 за 1 кв. м в год)», – делятся в пресс-службе Capital Group.

Кто кому платит

Единого мнения о том, сколько стоит внедрение искусства в бизнес-пространство и кто за это платит, нет. «Зависит от того, кто кому больше интересен», – говорит Ева Снеговская. «Если галерист или художник находится в начале творческого пути, то он платит раскрученной площадке. Если же речь идет о звезде мирового уровня, которая привлекает тысячи посетителей, то сама площадка может быть в этом заинтересована больше. Но если художник на территории ТЦ хочет провести выставку-продажу своих картин или взимать деньги за просмотр работ, то размещение будет платным», – конкретизирует Снеговская. В течение года в «Афимолле» проходила интерактивная выставка «Титаник», которая привлекла огромное количество дополнительных посетителей. Торговый центр к тому же заработал на сдаче в аренду выставочного пространства (но сколько, в компании не говорят).

Примерно на тех же условиях размещают выставки в бизнес-центрах. «Как правило, галерея, как более заинтересованная сторона, платит владельцу здания, – рассказывает Дениза Вартпатрикова. – Но когда собственник, желая освежить интерьеры или по-новому позиционировать объект, обращается к именитой галерее с просьбой установить картины в общественных зонах, то он и платит. Как минимум покрывает расходы галереи на страховку и перевоз экспонатов». В среднем, по ее оценке, в зависимости от уровня галереи или проводимого мероприятия ставка за 1 кв. м площади может составлять от 0 до 40% от уровня ставки за 1 кв. м офиса. Ставку аренды в «Романовом дворе» в пресс-службе назвать отказались, сообщив лишь, что «в Москве в бизнес-центрах класса А ставка аренды для арт-галерей может варьироваться от $100 до $600 за 1 кв. м в год».

Искусство и гостеприимство

В отелях интерьеры – и предметы искусства – формируют часть стоимости, хотя оцениваются отдельно. Например, при продаже «Националя» в 2011 г. цена складывалась из стоимости самого здания и коллекции произведений искусства из Царскосельского и Аничкова дворцов, принадлежавших царской семье. Сама по себе коллекция считается неотъемлемой частью интерьеров и не продавалась (также и в «Метрополе» предметы искусства принадлежат государству и находятся под охраной). Согласно публикуемой к аукциону информации всего на государственном учете числится 427 предметов. Из 200 номеров отеля более 30 было обставлено антикварной мебелью. В 2011 г. 100%-ный пакет акций гостиницы «Националь» был продан за 4,675 млрд руб., собственником гостиницы стала структура Саит-Салама Гуцериева. «Мы оценивали «Националь» с точки зрения его статусности, местоположения и доходности на тот момент, – вспоминает Станислав Ивашкевич из CBRE. – Без учета стоимости антиквариата оценили в 4,5 млрд руб.». «Зачастую собственником антиквариата выступает государство, и из страховых соображений в большинстве случаев представлены реплики предметов искусства», – говорит руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Дэвид Дженкинс.

Крупное собрание произведений изобразительного искусства есть в гостинице «Рэдиссон Ройал, Москва» (бывшая «Украина»). Сейчас в нем более 1000 полотен. Представлены произведения классиков соцреализма А. А. Дайнеки, Д. А. Налбандяна, М. В. Куприянова, Г. И. Молотова и др. Украшением коллекции являются работы В. Д. Поленова, имеющие музейную ценность. Это датируемые 1910–1912 гг. этюды, сделанные в творческих командировках (в частности, в Судаке, в Крыму) и экспонировавшиеся на передвижных выставках в Москве и Санкт-Петербурге. В период реставрации гостиницы (2007–2010 гг.) коллекция пополнилась диорамой Москвы и скульптурой (57 работ) советских времен.

В легендарном «Англетере» в Женеве стены номеров украшают картины Энди Уорхола и ретро-постеры к легендарным мультфильмам студии Disney. В «Мандарин Ориентал» там же, в Женеве, в президентском номере собрана изысканная коллекция мебели в колониальном стиле, и туда водят экскурсии. В ресторане отеля «Белладжио» в Лас-Вегасе можно встретить подлинники Пабло Пикассо и около 20 картин Клода Моне.

«Главное для бутик-отеля – это стиль и что-то запоминающееся. К примеру, в лобби лондонского отеля The Cumberland на Оксфорд-стрит действует постоянная выставка. А в небольшом – всего на 40 номеров – пространстве бутик-отеля The Collonade, расположенного в частном особняке в центре Бостона в США, у камина стоит рыцарь в доспехах и мирно спит рыжий кот. Здесь также собраны уникальная мебель в викторианском стиле и коллекция картин старых мастеров», – рассказывает директор департамента туристического сервиса «Прайм концепт» Анна Исаева. По ее словам, отельеры по всему миру стараются сегодня удивлять постояльцев не только богатыми коллекциями живописи, фарфора, мебели или картин, но и оригинальным дизайном внутренних пространств.

Голландский архитектор Эрик ван Эгераат отмечает, что сейчас в моде авангардное искусство, актуальный дизайн и ультрасовременное оборудование номеров, чем-то напоминающих бары или ночные клубы. Здесь уже нет места для фарфоровых статуэток, их заменяют видеоинсталляции и оригинальные световые решения. «Небольшой, хорошо оборудованный и оформленный в современном стиле отель – достойная альтернатива сетевым гигантам. В таком отеле нового типа шикарные вестибюли с полированным мрамором уступают место современным стильным лобби. Стиль номеров ничем не напоминает ту смесь бальной залы и борделя, которую подразумевало понятие «шик» в недавнем прошлом», – комментирует архитектор. В качестве примера ван Эгераат приводит бутик-отель Crane в амстердамском порту: «Он расположен в стальном корпусе грузового портового крана, и в нем всего три номера. Это одновременно богемный, роскошный и комфортный отель».

«Насколько все эти коллекции достойны внимания и восхищения, сложно сказать, – отмечает Анна Исаева. – Где-то это пара картин в лобби, где-то фарфоровые статуэтки в номерах. В каждом люксовом отеле представлено что-то, что является особым предметом гордости его владельцев. Цель одна – обратить внимание клиентов именно на эту гостиницу». Будет это сделано с помощью статуэтки, картины или кота – уже не столь важно.