Минстрой раскритиковал правила перевода воды и тепла на эталоны

Их рассмотрение нужно отложить до начала 2020 года, считает министерство
Антон Ваганов / ТАСС

Обсуждать правила перевода коммунальных тарифов на эталоны рано, считает Минстрой. Министерство предложило Минэкономразвития вернуться к формированию таких правил не раньше чем в январе 2020 г. «Ведомости» ознакомились с копией письма, представитель Минстроя подтвердил подлинность его основных тезисов.

Изменить регулирование тарифов президент России Владимир Путин поручал в августе 2018 г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минэкономразвития подготовили проект нового закона о тарифах. В нем приоритет отдается методу эталонных затрат.

Минэкономразвития уже сформировало отдельный порядок определения таких эталонных тарифов для водо- и теплоснабжения и водоотведения. Министерство предлагает формировать эталоны, исходя из экономически обоснованных операционных расходов, условий, в которых работают организации, а также информации, которую сами они должны будут раскрывать в Единой информационно-аналитической системе (ЕИАС). Чтобы установить обоснованные операционные затраты, предприятия ЖКХ предлагается разбить на группы и рассчитывать отдельно, например, тарифы для холодного и горячего водоснабжения, для производства тепла с использованием разного топлива.

Минстрой выступил против и предложил перед обсуждением проекта Минэкономразвития сначала классифицировать операционные расходы компаний, установить формы отчета по технико-экономическим параметрам и утвердить саму методику расчета эталонов. Сделать это ведомства должны к январю 2020 г.

Еще одна претензия Минстроя в том, что Минэкономразвития не учитывает действующее регулирование, которое уже устанавливает основы ценообразования. Метод эталонов нужно применять комплексно. Сам расчет эталонов предполагает формирование средних показателей по тарифам, хотя это не обеспечит экономическую обоснованность всех операционных расходов компаний, считает Минстрой. Кроме того, нет предварительной оценки эталонных затрат по регионам, которые могли бы обосновать сроки перехода, установленные проектом Минэкономразвития. Вводить эталоны в регионах предполагается поэтапно: в 2021 г. – в 49 регионах, в 2022 г. – в 20, в 2023 г. – в 16, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.

Списки еще будут обсуждаться с регионами, а сам проект постановления еще разрабатывается и обсуждается с министерствами, лаконичен представитель Минэкономразвития. ФАС и Минэнерго также направили свои отзывы, сообщили их представители, но комментировать их содержание не стали.

Бизнес согласен с позицией Минстроя. Эталонный метод предполагает усреднение тарифа, а это неверный подход, говорит заместитель исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Александр Эпштейн. Неправильно также ставить этот метод в приоритет, что делают ФАС и Минэкономразвития, сохраняя такую норму в законопроекте о регулировании тарифов, говорит он: это противоречит текущему законодательству. Унифицировать расходы теплоснабжаюших организаций простым выведением средней температуры по больнице невозможно, отмечает директор по тарифообразованию Сибирской генерирующей компании Екатерина Косогова. Можно ввести эталон в отношении отдельных параметров внутри тарифа, например удельных расходов топлива, нормативные потери тепловой энергии, расход электрической энергии. Но Минэкономразвития идет по пути наименьшего сопротивления, говорит она: тарифы не станут ниже, потому что в расчет попадут неэффективные компании, и тарифы не будут одинаковыми по стране.

Серьезно к вопросу можно будет подойти только после проведения полного анализа, уверена и руководитель экспертного совета при комитете по жилищной политике и ЖКХ Ирина Булгакова: важно четко определить методику расчета, правильно учесть все затраты – для воды, например, оплату очистки, транспортировки, поставки ее в дом, подогрев, сбыт. Уже после будет понятна природа формирования тарифа – тогда можно постепенно вводить эталоны, заключает она.