Рядом с магазинами Metro могут появиться жилье, офисы и гостиницы

Немецкая компания ищет способы дополнительного заработка в России
Выручка Metro в России снижается уже несколько лет подряд /Евгений Разумный / Ведомости

На участках сети Metro Cash & Carry могут появиться жилье, офисы и гостиницы. Компания объявила закрытый тендер на разработку концепции по повышению ликвидности активов, рассказали «Ведомостям» три топ-менеджера консалтинговых компаний, которые планируют принять в нем участие. По их словам, основная цель – повысить эффективность использования недвижимости. Этого можно добиться за счет строительства различных видов недвижимости на территориях Metro или продажи земли.

В России работает 94 торговых центра Metro Cash & Carry, сказано в отчетности головной компании – немецкой Metro за 2018–2019 финансовый год, закончившийся в октябре 2019 г.

На первом этапе группа может пересмотреть концепцию 16 участков, говорит один из консультантов. Среди них, по его словам, объекты на Комендантском проспекте в Санкт-Петербурге и на Ленинградском шоссе в Москве. Второй консультант утверждает: планы Metro касаются лишь региональных объектов – экономическая ситуация там хуже, а земли больше. Четкого плана, будет ли Metro сама заниматься строительством жилья и коммерческой недвижимости, по словам собеседников «Ведомостей», пока нет. Скорее всего с учетом того, что это непрофильный для компании бизнес, свободные территории будут проданы сторонним девелоперам, говорят они.

Торговля с жильем и офисами

Metro далеко не первая торговая компания, которая решила совместить ритейл с другими форматами недвижимости. Еще в 2011 г. реконструкцию зданий торговых центров «Капитолий» задумала турецкая компания Enka. В 2015 г. она открыла первый такой проект «Капитолий» в Кунцеве. В результате изменения концепции проекта площадь торгового центра была увеличена более чем в 10 раз до 245 000 кв. м. Кроме торговой недвижимости там появились офисы и апартаменты. Такие же планы были у компании и на «Капитолии» на Каширском шоссе, пр-те Вернадского, ул. Миклухо-Маклая и в Марьиной Роще.

Представитель российского подразделения Metro информацию о проведении тендера опровергает, как и планы по реконцепции торговых центров. Он указывает, что офисы и жилье – непрофильный для компании бизнес. Запрос в немецкую штаб-квартиру Metro и управляющую недвижимостью группы Metro Properties остался без ответа.

Впрочем, в отчете Metro Properties от декабря 2019 г. сказано, что она намерена сосредоточиться на концепциях, которые сочетают разные типы недвижимости «под одной крышей», в том числе в России, Китае и др.: торговые площади, жилье, офисы, гостиницы и развлекательные проекты. Это позволяет развивать новые центры притяжения – «город в городе».

Такая модель уже развивается немецкой компанией в Китае, где ярко выражены урбанизация и приток населения в мегаполисы, в которых когда-то давно Metro покупала участки, говорится в отчете Metro Properties. Например, издание South China Morning Post сообщало, что в Ухане немецкая компания договорилась с одним из местных девелоперов о строительстве крупного торгового центра с апартаментами и офисами. Владельцем объекта по условиям соглашения должен был стать партнер Metro, а она лишь выкупит у него площади под магазин оптовой торговли. Мажоритарную долю китайского подразделения Metro сейчас продает одному из местных инвесторов – Wumei Technology Group.

В России речь о продаже торговых центров Metro или доли в местном подразделении пока не идет, говорят три консультанта, работающих с компанией. В презентации Metro сказано, что по аналогичной с Китаем схеме компания работает в Индии, Германии, Испании и странах Восточной Европы. В результате сделок с недвижимостью компания заработала по итогам 2019 г. 354 млн евро. Годом ранее доход составил 137 млн евро.

3,9 млрд евро

составляет балансовая стоимость недвижимости Metro, по данным отчета управляющей недвижимостью группы Metro Properties на конец 2019 г.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что Metro выбрала правильную стратегию. У компании уже несколько лет в России снижается выручка, что означает, что ранее выбранная модель не работает и ее необходимо менять, говорит партнер Colliers International Владимир Сергунин. Продажи Metro в России за 2018–2019 финансовый год сократились на 5,4% до 2,7 млрд евро.

Впрочем, прямого позитивного влияния на розничный бизнес такая схема не окажет, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Он напоминает, что Metro в 2019 г. уже провела косметическое обновление торговых центров, но устойчивого значимого роста продаж это не обеспечило. Поэтому, чтобы не терять деньги в России в среднесрочной перспективе, компании нужно повысить эффективность использования земельного банка и недвижимости, полагает Бурмистров: либо использовать участки под строительство других видов недвижимости, либо продать торговые центры с их последующей арендой.

Эпоха Metro и эйфория по поводу формата торговли, который она принесла в Россию, прошли, считает менеджер группы по оказанию услуг в сфере недвижимости Deloitte Сергей Чемерикин: переломный момент наступил несколько лет назад, когда показатели деятельности стали ухудшаться. А если магазин перестает приносить доход или перестанет это делать в ближайшей перспективе, то разумный собственник будет искать более эффективные варианты использования здания или земельного участка, рассуждает Чемерикин.

Крупные форматы постепенно уходят в прошлое, Metro также будет сокращать количество площадок в России. Это общий тренд, который является ответом на расширение онлайн-торговли в том числе, уверен управляющий активами торговой недвижимости Accent Capital Илья Новиков.