Региональный рынок торговой недвижимости начал восстанавливаться после кризиса

В I квартале этого года будет введено в 7 раз больше площадей, чем в первые три месяца прошлого
Евгений Разумный / Ведомости

В январе – марте 2024 г. в российских городах (без учета Москвы и Санкт-Петербурга) будет введено 61 700 кв. м торговых площадей. Об этом говорится в отчете консалтинговой компании CORE.XP. Там сказано, что это в 7,2 раза больше, чем было в I квартале прошлого года: тогда на рынок вышло лишь 8500 кв. м новых помещений в современных комплексах. Из отчета CORE.XP также следует, что это сопоставимо с показателями 2022 г. (64 000 кв. м), но существенно ниже итогов 2021 г. (122 700 кв. м).

Региональный рынок торговой недвижимости действительно восстанавливается после прошлогоднего падения, вызванного в том числе уходом из России иностранных ритейлеров и, как следствие, возникшими у девелоперов опасениями с запуском новых проектов, подтверждают другие консультанты. Руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate Екатерина Ногай также утверждает, что в регионах в I квартале появится более 60 000 кв. м новых торговых площадей. Вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин тоже отмечает активное развитие сегмента торговой недвижимости в этом году, но конкретных цифр не называет.

Заметное оживление на региональном рынке началось еще во второй половине 2023 г., напоминает региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева. Представитель Минпромторга объясняет это тем, что российские бренды начали постепенно занимать площади ушедших зарубежных компаний. Консультанты также подтверждают, что это «позволило девелоперам почувствовать уверенность в завтрашнем дне». Кроме того, как следует из отчета CORE.XP, на российский рынок вышли и иностранные бренды из дружественных стран, что позволило сократить долю свободных помещений в торговых центрах. По ее данным, в январе – марте свои магазины здесь открыло минимум четыре зарубежных ритейлера – армянский 22|11 cosmetics, турецкий Chakra, южнокорейский бренд Josiny и китайский Techno. На региональном рынке есть достаточно много успешных объектов, заполненных более чем на 90%, подтверждает тенденцию Ногай.

Оставшуюся долю свободных площадей Хакбердиева объясняет высокими ожиданиями со стороны собственников торговых центров в плане поиска более качественных арендаторов. Так, например, площади IKEA во многих комплексах до сих пор остаются свободными, хотя спрос на них однозначно есть, уверена эксперт.

Развитие торговых центров сейчас постепенно смещается из Москвы и Санкт-Петербурга в регионы, говорит Люлин. Он объясняет это тем, что в столице в данный момент идет активное проникновение онлайн-сервисов, тогда как в других городах страны люди все еще «тяготеют к традиционному шопингу». Ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге с конца прошлого года не было запущено ни одного качественного торгового центра, добавляет Ногай. Во многих крупных мегаполисах рынок торговой недвижимости уже перенасыщен, объясняет Люлин. В отчете CORE.XP сказано, что в этом году новые объекты появились, к примеру, в Раменском, Долгопрудном, Перми и Уфе. Еще одна причина существенного увеличения объема ввода торговых площадей в январе – марте 2024 г. – перенос запуска ряда новых проектов с конца прошлого года на этот, добавляет Ногай.

В целом 61 700 кв. м – это небольшой объем для такой страны, как Россия, отмечает Люлин. Он уверен, что найти арендаторов на эти площади труда не составит.