Как сделать привлекательным строительство курортной недвижимости в Крыму

Лишь 86 из 1300 компаний строительной отрасли Крыма являются участниками СЭЗ

Рынок курортной недвижимости Крыма обладает мощным инвестиционным ресурсом, в том числе и для строительной отрасли. В Болгарии ежегодный вклад туристической отрасли в ВВП страны – около $4,5 млрд, на Кипре – $2,2 млрд. У Крыма аналогичные географические и климатические характеристики. Потенциал для развития туристической и рекреационной составляющих региона огромен.

На начало лета, по данным министерства экономического развития Республики Крым, на территории полуострова расположено 770 гостиниц и санитарно-курортных учреждений общей вместимостью 158 700 мест. Однако 80% объектов требуют капитального ремонта.

Взглянем на опыт развития курортной недвижимости в других странах. Лучше всего подходят для сравнения схожие с Крымом по климатическим, географическим и рекреационным характеристикам Болгария и Кипр. В последние пять лет Болгарию ежегодно посещают 6,5–7 млн человек, на Кипр приезжает 2,4 млн туристов в год. И там и там развитие курортов – это заслуга частного бизнеса, но дополнительным стимулом послужила финансовая помощь со стороны государства частному сектору через предоставление ссуд под низкий процент и/или через предоставление бесплатных государственных земель для строительства либо реконструкции и модернизации. Некоторые пути стимулирования, применяемые в Болгарии и на Кипре, были реализованы и в Крыму через создание специальной экономической зоны: это налоговые каникулы, беспошлинный ввоз оборудования и материалов для реализации проектов на территории региона. Однако лишь 86 из 1300 компаний строительной отрасли региона являются участниками СЭЗ. Всего в СЭЗ 652 участника.

Какие же меры могут простимулировать строительство в Крыму? Помимо стандартных путей поддержки отрасли, таких как снижение административных барьеров, снижение стоимости подключения к инфраструктуре, бесплатное выделение участков под строительство, снижение стоимости проектного финансирования, можно обозначить еще три дополнительных вектора финансового стимулирования строительства в Крыму.

В первую очередь это развитие концессионных соглашений. С начала 2016 г. вступил в действие новый закон о государственно-частном партнерстве (ГЧП). Развитие ГЧП сдерживают две проблемы: нехватка специалистов на региональном и муниципальном уровнях и недостаточность гарантий для бизнеса. Законодательство в данной сфере даже на общероссийском уровне нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании. В условиях Крыма необходимо создать отдельные механизмы и правила игры, которые будут учитывать специфику региона. В частности, речь идет о гарантиях бизнесу, которые, в отличие от иных регионов страны, должны покрывать даже потенциальные риски от участия бизнеса в развитии полуострова.

Второй способ - это выпуск муниципальных облигаций. Округа, регионы, города выпускают разнообразные облигации: на строительство мостов, дорог, шоссе, инженерных систем, парков и т. д. Данная форма финансирования дешевле и эффективнее, нежели получение крупных кредитов от финансовых организаций. В условиях дефицита на территории полуострова ряда финансовых институтов данный шаг помогает частично решить проблему привлечения средств.

Третьим способом привлечения финансирования может стать система таймшеров. Суть ее заключается в следующем: частные инвесторы могут вложить средства в строительство туристической недвижимости в размере от одного номера в отеле (или апартамента). Профессиональная управляющая компания сдает номера отдыхающим, а инвестор получает прибыль и может пользоваться своей недвижимостью определенное количество дней в году. Это может быть альтернативой покупке недвижимости в курортной зоне для среднего класса России. Число потенциальных участников системы таймшера мы оцениваем в 0,5 млн человек. При такой модели покупки права владения курортной недвижимостью происходит относительно крупное изначальное вложение в отдых, однако в долгосрочной перспективе система таймшеров дает колоссальную экономию своему владельцу. Международный опыт показывает, что данный инструмент позволяет развивать курортную инфраструктуру и привлекать средства частного сектора как в туризм, так и в строительство. За 10 лет в США по данной схеме было построено около 500 курортов, в среднем на 100 апартаментов и гостиничных номеров каждый.