Статья опубликована в № 4304 от 18.04.2017 под заголовком: Горшочек, вари!

Нужны ли старой Москве еще торговые центры

Дефицит ТЦ - на Востоке столицы, но девелоперы сюда не спешат
Михаил Шапошников, директор департамента стратегического консалтинга RealJet

Какова сейчас реальная емкость рынка торговых центров? Не стоит ли сказать горшочку: «Не вари!» – при низком потребительском спросе и в общем-то достаточном для города количестве ТЦ? Вопрос этот все чаще становится предметом жарких споров, но на него по-прежнему вряд ли можно ответить утвердительно. Даже сегодня, когда кризис отрегулировал темпы девелоперского строительства, а потребительская активность остается на уровне «ниже плинтуса». Во-первых, в Москве торговые центры размещены крайне неравномерно и на каждую перенасыщенную ТЦ территорию найдется район с очевидной нехваткой ритейл-индустрии. Общие цифры по городу – 450 кв. м на 1000 жителей, это меньше, чем в некоторых российских миллионниках, и драматически меньше, чем в европейских столицах. Конечно, не вполне корректно утверждать, что уровень обеспеченности торговыми площадями в Москве должен быть «не ниже, а то и выше, чем», например, в Екатеринбурге или Самаре. Но тот факт, что в этих городах торговых центров больше и они успешно функционируют, указывает на имеющийся спрос. В столице больше платежеспособного населения, и оно растет – выводы о возможности реализации здесь новых проектов напрашиваются сами собой.

В городе остается достаточно ниш для строительства ТЦ разного калибра. Потенциал для строительства есть на юго-востоке и юго-западе Москвы. Территорией, имеющей дефицит торговых центров, остается Восточный административный округ, его жителям приходится преодолевать значительные расстояния, чтобы добраться до ближайших ТЦ. Но девелоперы сюда не спешат, вероятно, их отпугивает тот факт, что исторически в ВАО живет менее платежеспособное население, чем, скажем, в ЮЗАО или ЗАО. Но задача «точечного попадания» в целевую аудиторию решается довольно просто – проведя геомаркетинговое исследование (с подсчетом населения в зоне охвата, среднего уровня их дохода и т. д.), можно выбрать «правильное» место под проект, посчитать оптимальный метраж, выбрать арендаторов, соответствующих потребительским предпочтениям. В итоге клиент в своем округе получит необходимые товары и услуги по приемлемой для него цене. А новый объект, заполненный арендаторами, будет ликвидным активом.

Говоря о развитии будущих торговых проектов, нельзя не учитывать открытие МЦК, которое в скором времени, я уверен, сформирует в городе новое торговое кольцо. Уже сегодня даже неэффективные ТЦ, находящиеся в пешей доступности от МЦК-станций, сумели сократить уровень вакантных площадей, а профессиональные объекты смогли получить дополнительный импульс для развития. В качестве примера можно привести ТРЦ «Мозаика» на Дубровке, ТРЦ «Рио» и «Капитолий» на Севастопольском проспекте рядом со станцией Крымская. Можно отметить и вторую очередь ТРЦ «Метрополис», которую девелопер готовил аккурат под станцию Балтийская. Ничуть не сомневаюсь, что в текущем году девелоперы продолжат пристрастно анализировать активы и участки, находящиеся в сфере влияния МЦК, чтобы застолбить территорию. Избежать транспортного коллапса можно за счет регулирования со стороны столичного правительства.

Очевидные возможности для развития ритейла существуют и в новой Москве. Торговые объекты с определенной периодичностью здесь появляются (прирост качественной торговой недвижимости составил около 900 000 кв. м), свободных ниш здесь по-прежнему хватает. Здесь действуют в основном специализированные ТЦ вроде Vnukovo Outlet Village и ТЦ «Фуд сити», ТЦ «Акварель», но не хватает торговых центров со стандартными концепциями. А большое количество непрофессиональных торговых объектов рыночного типа напрашивается на реконцепцию.

Автор – директор департамента стратегического консалтинга RealJet

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать