Статья опубликована в № 4709 от 04.12.2018 под заголовком: Выживает быстрейший

Как рынок торговой недвижимости зависит от интернета

Интернет-торговля влияет на рынок торговой недвижимости больше, чем колебания ВВП и кредитные ставки
Борис Кац, директор по развитию хобби-гипермаркетов «Леонардо»
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Перепродажа чего-либо внутри страны становится все менее успешным делом. Съеживаются как оптовые продажи, так и розница, основанная на чужих товарах, чужих брендах. Совсем недавно киоски, или острова, в ТЦ приносили отличный доход и владельцам, и торговым центрам. В новой эпохе AliExpress, современные «электронные «Лужники», выгрыз доходность из этого бизнеса. Другой любимый арендатор в ТЦ, приносивший отличные арендные платежи, – это fashion, продавцы одежды и обуви. Продажи таких арендаторов стремительно уходят в интернет.

У преподавателей в математических кружках для одаренных детей есть любимые задачки. Например, про рост бактерий: «Ученые нашли в космосе несколько бактерий, питающихся кислородом. Бактерии удваиваются в объеме каждый час. За 37 лет 4 месяца и 8 дней они заполнили 0,1% экспериментальной установки. Когда они заполнят ее целиком?» Ответ – осталось меньше суток, даже меньше 10 часов*.

На российском рынке розничной торговли, по моему ощущению, идут похожие процессы. Интернет-торговля вроде бы еще мала, но уже заметна. И уже в ближайшие годы начнет оказывать колоссальное влияние как на другие формы торговли, так и на рынок недвижимости.

Весь розничный товарооборот в стране составляет немногим менее 30 трлн руб., примерно половина из этой суммы – продукты. На все остальные непродовольственные товары, по данным Госкомстата, приходится 15,377 трлн руб.

Продажи в рознице в отдельных магазинах показывают незначительный рост или даже падение. Выручка сетей растет – но в основном за счет открытия новых магазинов. Многие отдельные магазины и целые розничные сети закрываются.

Но есть лавинообразный рост интернет-торговли. Например, посылочная торговля из-за рубежа – продажи российским покупателям на сайте AliExpress уже превысили 200 млрд руб. в год. Растут продажи и в крупнейших российских интернет-магазинах, например в Wildberries и Ozon.

По данным сайта www.wildberries.ru на сентябрь 2018 г., интернет-магазин Wildberries каждый день отгружает более 150 000 заказов. По данным компании, средний чек составляет 2500–3000 руб. Если таким будет среднее число заказов, то выручка компании за 2018 г. окажется не меньше 130 млрд руб. по сравнению с 70 млрд за 2017 г.

Растет и количество пунктов выдачи товаров клиентам. При таких темпах роста Wildberries может занять 10% рынка непродовольственных товаров в стране. Что важно – это уже не просто магазин, это инфраструктурный проект.

В США есть огромный интернет-магазин (Amazon) – но доставку делает национальная почтовая служба. В Европе много разных интернет-магазинов, много вариантов служб доставки. В России, если Wildberries будет расти так еще лет 10, мы можем прийти к схеме «один главный интернет-магазин, одна основная национальная частная служба доставки». И пока не видно причин, которые могут это остановить. Другие громко создаваемые маркетплейсы? Им надо бежать еще быстрее за уходящим поездом.

Существенно растет и Ozon.ru. Что интересно, юристы этого магазина придумали способ продавать через интернет лекарства с доставкой не в аптеки, а домой. А ведь аптеки – один из существенных арендаторов и в ТЦ, и в стрит-ритейле.

В прессе постоянно обсуждается, какие альянсы госкомпаний и госбанков, интернет-компаний и ритейлеров подомнут под себя интернет-торговлю. Вероятность, что объединение «Яндекса» со Сбербанком (планы маркетплейса «Беру.ру» достичь за три года выручки в 500 млрд руб. уже озвучены) или конгломерат «Магнита» с «Почтой России» составят Wildberries и Ozon конкуренцию, конечно, есть, но небольшая. Wildberries и Ozon имеют фору по времени, уже прикормлены покупатели и поставщики, сформированы привычки у потребителей. А планы Сбербанка создать точки выдачи заказов в своих отделениях – пока только планы.

Для мелких торговцев остаются узкая и сложная специализация, кастомизация товара под потребности клиента, продажа свежеизготовленного, ниша «ультрафрэш». Другие ниши, вероятно, будут полностью заняты слонами рынка.

Что же делать владельцам недвижимости? Кафе, рестораны, зоны развлечений, специализированные магазины с товаром, который сложно выбирать, товар, потребность в котором возникает неожиданно и срочно, – это те категории арендаторов, бизнес которых не пострадает или пострадает меньше всего. Важно успеть заманить к себе именно таких арендаторов, лидеров в категории, не пустить их к конкурентам. Многие сети открывают в городе или большом районе один магазин – и, если такой магазин убежит к конкуренту, вернуть будет почти невозможно.

Сервис для посетителей, лояльность и гарантии арендаторам, идеальное обслуживание здания – то, без чего бизнес торговых центров не выживет. Многие торговые центры не понимают происходящих изменений. Но владение торговой недвижимостью перестало быть спокойным, размеренным бизнесом.

* Ответ на задачу: каждый час бактерии будут увеличиваться в объеме в 2 раза. За 10 часов это 2 в степени 10, что равно 1024. Тогда 0,1% Х 1024 = 102,4% объема сосуда, т. е. 100% объема будут достигнуты чуть меньше чем за 10 часов

Читать ещё
Preloader more