Решения для «Треугольника»

Как стоит развивать территорию «Красного треугольника»

«Красный треугольник» – бывший индустриальный комплекс на южном берегу Обводного канала (34 га, 545 000 кв. м) – воплощение истории петербургской промышленности последних двух веков. Товарищество русско-американской резиновой мануфактуры, основанное в 1859 г. немецким коммерсантом Фердинандом Краузкопфом, начинало с производства галош, быстро стало одним из промышленных гигантов Петербурга. К началу XX в. здесь работало около 10 000 человек, а резиновая обувь, лаконично маркированная равносторонним треугольником, получала медали на международных промышленных выставках. На «Треугольнике» производились канцтовары, прорезиненные плащи, велосипедные и автомобильные шины, чехлы для аэростатов, асбест, а в Первую мировую войну предприятие стало основным поставщиком резины для авиации и автотранспорта. Предприятие было модернизировано в 1920–1930-е гг. и возродилось из пепла после Великой Отечественной войны. Но попытки модернизировать производство в 1960–1970-х гг. провалились. Накопленный за годы застоя груз проблем предрешил постсоветскую судьбу «Красного треугольника»: производственное объединение быстро распалось на несколько производств, основной преемник советского предприятия – ОАО «Красный треугольник» после череды судорожных реорганизаций был признан банкротом в 2002 г.

Основным активом комплекса оказалась недвижимость. В результате приватизации корпуса предприятия были распределены между несколькими десятками собственников, сдающих недвижимость самым разным арендаторам – от автосервисов и швейных производств до спортивных площадок и художественных мастерских. Крупнейший частный собственник недвижимости на территории бывшего предприятия – ГК «Музей» выкупила 2 га и более 100 000 кв. м площадей в корпусах, выходящих на Обводный канал. На них после реставрации был создан бизнес-центр. Часть корпусов и территории были переданы в собственность Комитету имущественных отношений правительства СПб. Город владеет более чем 200 000 кв. м и 10 га. Именно корпуса, принадлежащие Фонду имущества Санкт-Петербурга, находятся в наиболее плачевном состоянии. За последние десятилетия более-менее осмысленное применение мрачным и величественным руинам «Треугольника» было найдено лишь в июле 2012 г.: в одном из заброшенных дворов Федор Бондарчук снимал «Сталинград».

С начала 2000-х гг. предлагалось немало проектов для этой территории, но согласовать интересы многочисленных собственников отдельных корпусов и участков до сих пор не удалось ни правительству города, ни частным инвесторам. Кроме того, значительная часть корпусов является памятниками архитектуры – это накладывает ограничения на возможности их реновации, а почва и стены зданий за два века производства пропитались сажей и опасными для здоровья людей загрязняющими веществами, удалять которые долго и дорого.

Но потенциально это привлекательная территория: рядом с центром города, с отличной транспортной доступностью благодаря Балтийскому вокзалу и двум станциям метро. Кроме того, «Треугольник» находится в районе с выраженной исторической идентичностью, связанной с индустриализацией Российской империи, революцией и первыми десятилетиями советской эпохи. В его корпусах, не дожидаясь решений сверху, уже сложилось богатое и разнообразное сообщество предприятий, часть которых вполне можно отнести к «креативным индустриям».

Исследования, проведенные в 2017 г. лабораторией качества городской жизни ИДУ ИТМО (QULLAB), выявили, что на территории «Треугольника» присутствует пять основных типов «творческих» арендаторов – ремесленные (дерево- и металлообработка, текстиль, мелкосерийное производство электроники), художественные (мастерские художников и выставочные пространства), дизайнерские (фотостудии, креативные агентства, полиграфические компании), музыкальные (репетиционные точки, студии, клубы) и спортивные (экстремальный спорт, роллер-школа, боевые искусства). Для этих арендаторов основными факторами выбора стало наличие подходящих помещений, доступность аренды и удобное расположение, однако атмосфера места для многих также играла не последнюю роль. Многие арендаторы, по сути, уже стали стихийно формировать кластеры: 10 студий и репетиционных точек арендуют значительную часть одного из корпусов, в другом компактно сосредоточились художественные и ремесленные мастерские. Эти арендаторы в целом относятся неравнодушно к судьбе «Треугольника» и надеются, что ремонт помещений, организация подключения к сетям и благоустройство сделают их условия работы более комфортными. Общие пожелания творческих резидентов укладываются в четыре пункта: формирование полноценного и активного креативного сообщества резидентов, развитие спортивного кластера, создание зеленых и комфортных общественных пространств и общее благоустройство (приватизация и ремонт пустующих зданий, организация парковок, модернизация сетей).

В Петербурге за последние пять лет на месте дореволюционных и советских заводов и фабрик в разных районах города появились такие проекты, как Музей уличного искусства, «Ленполиграфмаш», «Порт Севкабель», «Новая Голландия», «Бертгольд-центр» и ARTPLAY SPB. Первые три проекта примечательны тем, что их заказчиками выступили сами владельцы промышленных предприятий. В промышленном поясе Петербурга вдоль Обводного канала тоже заметны первые ростки джентрификации. Бывшие газгольдеры Общества столичного освещения заняты «Планетарием № 1», Проекционным музеем «Люмьер-холл» и Yota Lab, расположенный прямо напротив «Треугольника» комплекс бывших императорских винных складов стал деловым центром «Обводный двор», а расположенный чуть западнее Калинкинский пивоваренный завод, основанный еще в 1795 г., возвращает свою идентичность усилиями пивоваров AF Brew, разместивших там производство и дегустационную площадку. Также по соседству с депрессивными фасадами бывшей резиновой фабрики и старых доходных домов несколько неожиданно смотрится пятизвездочный бутик-отель the Gamma (открылся в декабре 2017 г.). На этом фоне огромная территория «Треугольника» выглядит последним рубежом постиндустриального развития исторических районов Санкт-Петербурга.

В то же время для креативного сообщества на «Треугольнике» реновация может иметь и отрицательные последствия. Резкое повышение арендной платы, неизбежное при реализации программы благоустройства и реновации, вынудит многих покинуть их нынешнее место. Стандартные решения в сфере редевелопмента, скорее всего, приведут к исчезновению многих существующих ныне видов активности. Помимо этого, опрошенные сотрудниками QULLAB резиденты опасаются, что появление бизнес-центров и жилых лофтов может «стандартизировать» среду и уничтожить атмосферу и идентичность места.

Социолог Александра Ненько, руководительница QULLAB, видит решение этой дилеммы в организации на территории «Треугольника» креативных кластеров с ядром, представленным уже присутствующими коммерчески успешными якорными арендаторами, и сохранении приемлемых условий для небольших творческих проектов. Постепенное развитие таких кластеров позволит малым предприятиям развиваться, осваивать новые виды деятельности (например, связанные с туризмом) и тем самым сохранять устойчивость при постепенном росте арендной платы. Такой сценарий будет требовать четкого разделения функций и условий работы между ядром из крупных арендаторов, обеспечивающих окупаемость проекта, и периферией из малых арендаторов, формирующих облик территории и обеспечивающих приток посетителей. Историческая идентичность «Треугольника» может быть сохранена и стать магнитом для посетителей за счет создания Музея индустриализации, раскрывающего связь истории, настоящего и будущего промышленности и технологий Санкт-Петербурга.

Для того чтобы в индустриальном сердце Петербурга появилось привлекательное для публики, многофункциональное, экономически устойчивое и доступное для креативного малого бизнеса пространство, потребуются новые, нестандартные подходы к развитию креативных кластеров. Их нужно будет вписать в сложную среду, включающую и общественные пространства, и привлекательные для крупных арендаторов деловые комплексы в помещениях исторических зданий, и новую жилую недвижимость, и инфраструктуру. К решению этих проблем должны приступить уже скоро: «Треугольник» уже внесен в список перспективных территорий для комплексного устойчивого развития, а архитектурное бюро «Герасимов и партнеры» и Институт дизайна и урбанистики Университета ИТМО разработали концепцию его развития.