Обещания и проблемы умного города

Готовы ли люди доверить жизнь искусственному интеллекту, управляющему городскими службами

Интеллектуальные транспортные системы, управляющие объектами через интернет вещей без вмешательства человека, доступный транспорт – от автомобилей до самокатов, энергоэффективные экологически дружественные технологии строительства, быстрые безотходные 3D-принтеры, умные системы жизнеобеспечения с сотнями медицинских дронов на службе – все эти и многие другие дары нового уклада начинают проникать в российские агломерации. Они призваны сделать жизнь горожанина комфортнее, безопаснее, интереснее и в конечном счете продолжительнее. 

Один из ключевых вопросов – будут ли готовы люди доверить свою жизнь роботам и искусственному интеллекту, управляющим городскими службами? По данным опроса более 7500 жителей России, проведенного ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в конце 2018 г., около 66% респондентов хотели бы видеть робота-помощника дома или на работе (44%), однако только 14% готовы стать пациентом робота-хирурга или отдать своего ребенка механической няне (10%). 

В умном городе не менее важна и проблема кибербезопасности – как для личности (угроза персональным данным, неприкосновенности частной жизни), так и для бизнеса. Опрос «Будущее управленческих профессий», проведенный Ассоциацией менеджеров в 2019 г. с участием более 100 ведущих российских компаниях, показал, что на третьем месте после усиления государственного регулирования и давления санкций отечественный бизнес видит проблемы кибербезопасности как ключевой ограничитель роста конкурентоспособности. Правда, более 80%, по данным того же опроса, сделали ставку на цифровизацию, персонализацию продуктов и услуг и рост экономики впечатлений (73%). 

Чем же впечатлить горожанина XXI в.? Какие ценностные установки будут доминировать в спросе на жилую недвижимость, бизнес-центры, рабочие места? Индустрия развлечений – один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики (по существующим оценкам, только российский рынок уже превысил $24 млрд) – использует все самые актуальные технологии практически с колес: от виртуальной и дополненной реальности (мировые рынки оцениваются в $40–50 млрд к 2022 г.) до нейроинтерфейсов, соединяющих напрямую мозг и компьютер для передачи информации любого типа. 

Пока роботы не освоили все наши профессии (по разным оценкам, уже сейчас от трети до половины рабочих мест можно автоматизировать), обеспечив людей безусловным базовым доходом (такие эксперименты ведутся в Финляндии, Канаде, Германии), поддержание баланса «работа – личная жизнь», наверное, станет задачей номер один ближайшего десятилетия. Городская среда должна адаптироваться к этому запросу, став экосредой для многочисленных стилей жизни современного горожанина: от представителя поколения X – «менеджера 24 х 7», который по 12 часов сидит на работе и выходит погулять с детьми по выходным, до «фрилансер-хипстера» с запросом на эджайл-коворкинги и принципом «офис – это я». 

При таких разнообразных возможностях человеку надо уметь концентрироваться и сосредотачиваться – этому может способствовать городская инфраструктура, совмещающая парки, зоны отдыха, рабочие пространства в шаговой доступности, или школьные курсы по медитации (как, например, в Великобритании), или специальное мобильное приложение, которым можно воспользоваться, не покидая дома или рабочего места (одно из самых популярных – Calm – оценено в $1 млрд).

При реализации благоприятного сценария городская среда будет не только подстраиваться буквально под каждого жителя, как умный дом, но и служить оболочкой для раскрытия его творческого потенциала. Конечно, в быстро меняющемся высокотехнологичном мире всегда будет оставаться место для негативных джокеров – событий с низкой вероятностью, но масштабными эффектами, – непосредственно сотворенных людьми или связанных с природными катастрофами, однако и к ним можно подготовиться или хотя бы частично нивелировать. 

Что же остается бизнесу? Научиться улавливать глобальные тренды: использовать технологии (в первую очередь цифровые, передовые производственные, новые материалы), для того чтобы оптимизировать издержки, а социальные и ценностные трансформации – чтобы увеличивать добавленную стоимость для себя и жителей города.