Может ли умный город быть умнее горожанина

В ближайшие пять лет на программу «Цифровая экономика» потратят более триллиона рублей

Вопрос не праздный. У меня в подъезде, в Басковом переулке, 4, – разруха. Строго по профессору Преображенскому. И в головах, и на местности. Штукатурка клочьями, какие-то банки и бутылки, пол в известке, почтовые ящики – настежь. Поэтому я не получаю квитанции. А плачу за коммунальные услуги (включая регулярную уборку мест общественного пользования) современно и дистанционно, через сайт госуслуг.

Уместны ли разговоры о цифровизации, об умных домах и умных городах в стране, где четверть жилья – с туалетами на улице? Много ли смысла, например, в BIM-технологиях, если застройщик удирает в Лондон с деньгами дольщиков? 

Впрочем, «если хочешь жить в цивилизованной стране, надо упорно делать вид, что так оно и есть», как заметил один из собеседников автора в соцсетях. Поэтому важно понять: разговоры про умный город – это дань моде, дымовая завеса для масштабного распила (в ближайшие пять лет на программу «Цифровая экономика» потратят 1,08 трлн руб.) или неизбежное направление развития? Похоже, присутствуют все три компонента, вопрос в пропорции. В Петербургском регионе пилотные проекты будут реализованы в строящемся городе-спутнике Южный и в Гатчине. О Южном пока всерьез судить сложно: там еще не до цифры – сначала надо решить массу инфраструктурных и транспортных проблем, договориться о переезде студенческих кампусов и проч. С Гатчиной интереснее. «В мире есть стихийные города, сложившиеся постепенно, – рассуждает Наталья Осетрова, вице-президент Ассоциации умных городов и руководитель проекта Gatchina Gardens. – А есть – запланированные, возведенные с умыслом и по единому стандарту. Древний Ахетатон, в наше время – Бразилиа, Астана (теперь Нурсултан). И, конечно, Петербург с предместьями. Пушкин, Павловск, Гатчина строились по строгому проекту. Петр задумывал город «на вырост», его сетка планировочных решений действует и сегодня, отсекая лишнее, но позволяя развиваться. Надо лишь наполнить этот классический каркас современными смыслами».

Весной 2019-го Минстрой РФ включил Гатчину в список пилотных муниципалитетов для реализации проекта «Умный город». По словам главы администрации Гатчинского района Елены Любушкиной, участие в федеральной программе позволит создать цифровую платформу для общения с гражданами. Второй этап – создание цифрового двойника Гатчины для расчета прогнозов и планов развития города. 

В мае на конкурсе HackGatchina выбрали несколько проектов, предложенных командами молодых айтишников. Инвесторов заинтересовал, например, сервис «Живой дом», объединяющий соседей при решении общедомовых задач. Вполне актуальной представляется и концепция перевода на цифру системы теплоснабжения Гатчины, и платформа TonusGorod для размещения идей по улучшению города с системой краудфандинга. По-видимому, Гатчина пойдет по пути внедрения «точечных», наиболее эффективных решений в систему управления городом и налаживания обратной связи с горожанами. «Цифровизация – второстепенный вопрос по сравнению с созданием комфортной городской среды», – замечает Осетрова.

В предместьях Гатчины, неподалеку от курортной Вырицы, запускается проект умного города-курорта Gatchina Gardens. «У нас было представление о России как о стране дворцов, – говорит Магнус Исакссон, шведский инвестор, один из идеологов проекта. – 10 лет назад мы приехали, чтобы построить здесь дворцы. Но когда увидели эту территорию около Вырицы, с реками и лесами, то поняли: здесь нужно сделать проект-парк». 

10 лет и более 1 млрд руб. (от частных шведских инвесторов) ушло на первый этап: покупка земли, согласование проекта, получение инженерных мощностей. Сейчас для территории около 620 га разработана концепция. Первый инвестиционный этап – 100 га, по нему комплексно подготовлена градостроительная и разрешительная документация и техусловия. Для первого этапа строительства заключено соглашение со Сбербанком об открытии эскроу-счетов и проектном финансировании; в сентябре начинается строительство. На 29 га возведут 15 малоэтажных домов на 234 квартиры. К 2030 г. здесь планируют построить около 1 млн кв. м малоэтажного жилья и самый большой в Европе современный бальнеологический город-курорт. Реализация проекта с нуля позволяет комплексно разработать современную систему инженерно-технологических решений. Девелопер делает ставку на «чистую воду», сбор и систематизацию данных: от датчиков на инженерных сетях до сообщений жильцов через специальные сервисы. Партнером проекта выступила компания «Ростелеком», она стала интегратором концепции «От умного дома – к умному городу». «Никакой самый современный IT-центр управления городом, домом, квартирой не будет работать эффективно, если территория спроектирована по принципу «каменный мешок»: в таких местах нет смысла проводить цифровизацию. Нужно работать по принципу инвестиционного девелопмента, создавать инфраструктуру для семейного отдыха и занятий спортом, для комфортного образования в шаговой доступности от дома. Нужны рекреационные скверы, парки, центры деловой активности, – уверена Осетрова. – И вот эту инфраструктуру действительно нужно связывать замкнутым контуром цифровизации и управления. Эти усилия и затраты будут приносить плоды долгие годы». В общем, цифра – не цель, а средство.

Реализация концепции умного города наталкивается на ряд существенных проблем. Первая: почти во всех случаях основной инвестор – государство. «С одной стороны, это неплохо, – рассуждает президент Ассоциации умных городов России Юрий Берестов. – С другой – выбор исполнителя на жестких условиях госзаказа нередко происходит в ущерб качеству».

Вторая сложность: разрыв между тем, кто несет затраты на реализацию, и тем, кто получает выгоду. Проще говоря – между девелопером и управляющим (об эту же ступеньку споткнулась энергоэффективность). В некоторых строительных холдингах есть свои управляющие компании. В других – нет. «Строить и управлять – это разный бизнес, – говорит Анзор Берсиров, руководитель проекта «New Питер» компании «Строительный трест». – Я слежу за темой умного города. Надо исходить из реальных задач: что нам это даст? На сегодня – ничего, кроме дополнительных затрат» (тем не менее именно в этом ЖК появилась первая стоянка с зарядкой для электромобилей). Третья проблема: массовая цифровизация влечет за собой риск тотальных же сбоев. Если в гипермаркете не работает одна касса, можно перейти к соседней. А вот сбой в системе электронных платежей крупного банка ведет к коллапсу.

Но мне все же кажется, что именно этот проект рядом с Вырицей имеет неплохие шансы на успех. Именно благодаря неспешному и основательному подходу инвесторов, помноженному на увлеченность команды. Даже если на остальной территории цифровизация сведется к оснащению дворовых скворечников вайфаем.