Кирилл Игнахин: «Мы не видим, что цены на квартиры будут активно расти»

Генеральный директор Level Group Кирилл Игнахин о перспективах рынка жилья в Москве и Санкт-Петербурге
Генеральный директор и совладелец Level Group Кирилл Игнахин/ Алексей Орлов / Ведомости

Девелопер Level Group – сравнительно новый игрок на московском рынке жилья, однако по объему продаж компания уже вошла в пятерку крупнейших застройщиков столицы. В планах Level Group – строить в Санкт-Петербурге и новой Москве, она также не сбрасывает со счетов и перспективный рынок Сочи. В интервью «Ведомостям» генеральный директор и совладелец группы Кирилл Игнахин рассказал, что будет с ценами на жилье, как компания предлагает расширить программу семейной ипотеки, а также что мешает застройщикам сейчас покупать участки.

– Level Group начинала работать в сегменте массового жилья. Сейчас же у компании появились проекты и в более дорогих классах, а портфель стал более разрозненным. Правильно мы понимаем, что ваша стратегия изменилась?

– Я бы сказал, что стратегия не изменилась. Обычно мы пересматриваем ее по окончании стратегического цикла – каждые три года. В прошлом году мы подводили его итоги и пришли к выводам, что перевыполнили все цели трехлетнего горизонта. Они касались развития на московском рынке в границах МКАД. Сегодня мы на нем прочно находимся в первой пятерке.

– Это была основная цель?

– Да. В прошлом году по площади зарегистрированных ДДУ (договоров долевого участия в строительстве. – «Ведомости») в тысячах квадратных метров мы заняли 3-е место. По сути, в границах старой Москвы больше нас только группа ПИК и «Донстрой». И я бы сказал, что «Донстрой», мы и еще два игрока очень близки друг к другу. Сформировалась достаточно ярко выраженная пятерка-шестерка крупнейших игроков, в которой мы хотим оставаться и дальше. Наращивать объемы стройки и становиться по этому показателю номером один мы не планируем, нам не позволят этого сделать наше позиционирование, уровень качества и сам продукт. Мы никогда не будем самым доступным жильем. То место, которое мы занимаем в Москве, нас устраивает. Мы хотим и дальше оставлять за собой эту нишу. И следующий трехлетний цикл будет направлен на то, чтобы расти на новых рынках и в дополнительных сегментах. Их для себя мы очень четко определили. К примеру, я думаю, что за этот год мы точно выйдем в Санкт-Петербург.

«Мы бы не хотели двигаться ковровым методом»

– Санкт-Петербург станет первым регионом, где компания будет работать, помимо Москвы?

– Да.

– Приобрела ли Level Group уже конкретные площадки в Санкт-Петербурге?

– Пока ничего не купили, но посмотрели несколько десятков проектов. Есть те, которые нас заинтересовали, по ним мы находимся в переговорах, но конкретных соглашений пока нет. Рассчитываю, что закроем первые сделки в 2024 г.

– Ранее вы также говорили, что компания хочет выйти на рынок Сочи. Актуальны ли эти планы?

– Сочи нам кажется очень хорошим рынком. Но мы хотим двигаться в том режиме, в котором способны эффективно справляться с задачами. Все-таки есть же ресурс команды. Мы как компания исторически росли с темпом около 50% в среднем в год по объему стройки и продаж. За 2021–2022 гг. мы удвоились. Сейчас у нас в стройке 1 млн кв. м, численность компании перешагнула 1000 человек. Соответственно, у нас довольно большой объем задач, с которым мы сталкиваемся. Мы не хотим разорваться, для нас очень важно подходить ко всему ответственно. Если мы куда-то двигаемся, то хотим продолжать делать продукт высокого качества и сдавать его всегда в срок. Поэтому лучше мы отложим наши планы по агрессивному росту на несколько лет, чем возьмем объемы, которыми команда не в состоянии управлять. Мы все еще считаем Сочи достаточно хорошим рынком, но менее приоритетным, чем Санкт-Петербург. Команды еще одной, с которой мы готовы двигаться в другой новый регион, у нас в моменте нет, так как мы не хотим ослаблять менеджмент в Москве.

– Именно поэтому вы не рассматриваете другие регионы?

– Пока не рассматриваем, так как есть приоритизация. Мы бы не хотели двигаться таким ковровым методом.

– Понятно, что в Москве рынок фактически бездонный в любом сегменте. А как обстоит ситуация в Санкт-Петербурге? Не пугает ли вас конкуренция там?

– Вы знаете, когда мы семь лет назад начинали строить компанию, то казалось, что Санкт-Петербург на шаг впереди Москвы [по конкуренции]. Но за все это время мы увидели, что в столицу вышло большое количество региональных игроков. И я думаю, что в дальнейшем мы увидим еще больше сделок с иногородними девелоперами. Именно поэтому уровень конкуренции в Москве сегодня уже превышает тот, что есть в Санкт-Петербурге.

– Как вы определили для себя портфель проектов в этом городе?

– Наш ориентир – занять примерно 5% рынка по продажам в деньгах. Санкт-Петербург, мы считаем, может добавить порядка 30% к выручке основного бизнеса группы.

– Давайте вернемся к Москве. Какие площадки вы для себя рассматриваете здесь?

– Мы хотим начать строить за МКАД, но в дорогом сегменте, условно, со стоимостью квадратного метра свыше 200 000 руб.

– Что это будут за направления?

– Мы точно не хотим конкурировать напрямую с проектами «Самолета» и ГК ПИК за МКАД, но планируем занять определенную долю рынка в качественном сегменте. В первую очередь это запад и юго-запад, а также новая Москва. Мы сейчас находимся в активных переговорах, и могу сказать, что точно закроем сделки по покупке участков на этих направлениях в первом полугодии 2024 г.

– Идет ли речь о высотном жилье или будут предусмотрены и проекты ИЖС?

– Мы рассматриваем вариант смешения нескольких сегментов, смотрим в сторону домов средней этажности и таунхаусов. Скорее всего, в наших проектах будет разноэтажная застройка, включающая в том числе небольшую долю ИЖС, так как самые красивые природные места требуют некоей осмысленной компоновки объектов.

«Есть люди, которые выберут больше метров, но дальше от центра Москвы»

– Существует устойчивое мнение, что проекты в новой Москве привлекают покупателей прежде всего низкой ценой. Вы же хотите реализовывать проекты высокого качества, т. е. не самые дешевые. Нет ли рисков не попасть в аудиторию?

– Безусловно, основа рынка здесь всегда будет представлена массовым сегментом. Поэтому я четко сформулировал, что мы не хотим конкурировать с основными игроками по объему. Понятно, что компания, которая ставит задачу продавать 300 000 кв. м ежегодно, не имеет возможности заниматься только верхним сегментом. Но при этом всегда есть доля покупателей, которая смотрит именно на жилье бизнес-класса. К примеру, в Москве этот сегмент составляет порядка 40% рынка, еще примерно 10% приходится на проекты премиум- и элит-класса. Таким образом, в старых границах столицы примерно половина продаж приходится на дорогой сегмент. В новой Москве и области, мы полагаем, его доля составляет примерно 10–20%. Он существенно меньше от всего объема предложения, но на нем сейчас практически никого нет. В связи с этим мы считаем, что наш опыт, репутация и стандарты качества позволят нам точно занять здесь порядка 5%.

Кирилл Игнахин

генеральный директор и совладелец Level Group
Родился в 1986 г. в Калуге. Окончил Высшую школу экономики по специальности «менеджмент организации», получил степень MBA в бизнес-школе INSEAD.
2006
бренд-менеджер в компании Procter & Gamble
2008
консультант, руководитель проектов московского офиса McKinsey
2013
коммерческий директор компании «Масштаб», сейчас переименована в «А101 девелопмент»
2016
гендиректор и сооснователь Level Group
– И все же кто будет покупать дорогое жилье здесь?

– Знаете, есть люди, которые в силу разных причин выберут больше метров в хорошем качестве, но дальше от центра Москвы. К примеру, они работают удаленно, им хочется жить на свежем воздухе, гулять на природе, кататься на лыжах. Поэтому проекты для них будут расположены на площадках с достаточно удобной логистикой в Москву, в окружении лесопарков, спортивных объектов и водоемов. Отмечу, что на данный момент стоимость смены ВРИ (вида разрешенного использования участка. – «Ведомости») в Москве очень высокая, в области она принципиально ниже. Разница стоимости земли и смены ВРИ на земле уже дает порядка 30 000–70 000 руб. на квадратный метр будущей квартиры.

– Правильно ли мы понимаем, что именно под все эти проекты и было создано партнерство с девелопером А101, одним из крупнейших застройщиков на территории новой Москвы?

– Нет, это не так.

– То есть компания «Союз», созданная совместно с А101 осенью 2023 г., учреждена не под конкретный проект?

– С А101 нам пока не удалось договориться. Тем не менее мы считаем, что компания А101 обладает лучшим земельным банком.

– Не считаете ли вы, что новая Москва сейчас перегрета?

– Она чувствует себя достаточно хорошо. Это действительно экологически чистый район с хорошей инфраструктурой – Москва инвестирует в развитие метрополитена, дорог и социальной среды. И, опять же, юго-западное направление достаточно хорошее. Если посмотреть, даже в старых границах столицы на юго-западе очень мало проектов. Поэтому мы все-таки считаем, что новая Москва – перспективный рынок.

– В этом году Level Group выиграла торги на право реорганизации промзоны в Тушине по программе комплексного развития территории. Планируете участвовать и в других проектах по данной программе?

– Конечно. Мы уже активно это делаем, просто было несколько аукционов, в которых мы участвовали, но не предложили лучшую цену.

– В прошлом году вы говорили, что рассматриваете проекты в дружественных странах. Изменились ли ваши планы?

– Я рассматриваю проекты не очень большого объема. Отмечу, что это не активность компании, а моя личная инвесторская деятельность. Я потратил довольно много времени на изучение рынка ОАЭ и могу сказать, что в моменте он выглядит существенно перегретым. Стоимость земли за 1,5–2 года фактически удвоилась. При этом цены на недвижимость выросли на десятки процентов, но не в 2 раза. На данный момент для меня это отталкивающий фактор. Поэтому я пока просто продолжаю следить за этим рынком – если будут интересные возможности, я попробую их реализовать.

– Это пока единственная страна, которую вы рассматриваете?

– Да.

– Судя по «СПАРК-Интерфаксу», Level Group вышла из застройки территории завода «Машиноаппарат» в Хамовниках. С чем связано такое решение?

– Да, мы продали свой акционерный пакет второму собственнику проекта (бизнесмену Дмитрию Черемухину. – «Ведомости»). Мы решили, что этой площадкой логично заниматься кому-то одному. Несмотря на то что контрольный пакет был у нас, мы заняли открытую позицию. Она заключалась в том, что мы были готовы либо выкупить все целиком, либо, наоборот, продать. Дмитрий предложил нам условия, которые нас устроили. Так как у нас в Хамовниках сейчас уже есть два проекта, то мы посчитали, что для нашего портфеля этого достаточно. Мы считаем, что иногда взгляды акционеров на развитие проекта могут расходиться, поэтому лучше не спорить и развивать проект тому, кто предлагает более высокую цену. И отмечу, что мы готовы выйти еще из одного проекта. Но детали будут позже.

«Мы постоянно ищем возможности для коллаборации»

– Какие проекты вы планируете реализовать в ближайшее время в сегменте коммерческой недвижимости?

– Здесь мы активно поддерживаем тренд, который задал Сергей Семенович Собянин и правительство Москвы. Он заключается в том, что современный город полицентричен, а комфортная среда для жизни должна быть везде, особенно с учетом тренда на удаленную работу. Современные таланты могут работать где угодно, и это требует наличия многофункциональной недвижимости в каждой из точек города. У нас тоже в скором времени появится первый такой проект в рамках ТПУ «Калужская», он будет включать в себя торговую галерею, фудхолл, фитнес-центр, клинику, коворкинг и офисы.

– Для управления коворкингом вы планируете создать собственного оператора или привлечете стороннего игрока?

– Мы сейчас общаемся с разными операторами, но конкретных договоренностей пока нет. Отмечу также, что мы хотим запустить еще один объект, схожий с проектом на «Калужской». Пока не хочу раскрывать детали, но скажу, что он будет находиться недалеко от нашего жилого комплекса, а в его состав мы включим еще и гостиницу. Скорее всего, расскажем о нем в этом году.

– У вас есть понимание, кто будет управлять гостиницей?

– Мы в переговорах с операторами, смотрим возможные варианты.

– Это будет российская сеть или компания из дружественной страны?

– Это будет оператор, у которого будет либо практический опыт на российском рынке, либо он уже с кем-то двигается кроме нас. Мы не хотим приводить какую-то новую компанию. Однако уже есть международные игроки, в том числе из ОАЭ и Китая, которые забрали под свое управление какие-то отели в России. С такими компаниями мы готовы двигаться и даже видим в них большую мотивацию и энергию, чтобы развиваться.

– Возвращаясь к коворкингам. Вы ранее заявляли, что Level Group планирует создать собственную сеть гибких офисов, в том числе в проекте «Level Причальный». Актуальны ли теперь эти планы?

– Нет, у нас таких планов не было, мы лишь говорили, что в составе крупных жилых комплексов обязательно будут созданы возможности для комфортной работы из дома, но мы управлять ими не будем.

– В разных проектах будут различные операторы или предусматривается сотрудничество с одним игроком?

– Мы будем смотреть по динамике. Сейчас мы в процессе реализации этого проекта в «Level Причальный», и если он будет успешен с точки зрения экономики, динамики работы и удовлетворенности жителей, то мы с удовольствием с этим партнером продолжим сотрудничать и по другим проектам.

– Вы сказали, что сейчас в стройке у компании находится около 1 млн кв. м. Если же говорить об общем портфеле, то как он в целом увеличился за последний год?

– Это, наверное, один из показателей, динамикой которого мы не до конца довольны. За последний год мы практически не купили новых проектов. Могу лишь сказать, что портфель увеличился на 15%, хотя мы ставили перед собой более амбициозные цели.

– Но ведь вы именно в истекшем году выкупили проект в рамках ТПУ «Калужская»?

– Да, но это не жилой проект, кроме того, он не такой большой с точки зрения площади. Поэтому [рост портфеля] это один из показателей, по которому мы свои внутренние планы выполнили не до конца. Но отмечу, что мы сильно не расстраиваемся, так как рынок прошлого года был немного перегрет. В начале года была хорошая ставка, а во втором полугодии были отличные результаты у всех игроков рынка жилой недвижимости. Напомню, что в полном объеме работали все льготные ипотечные программы. И на этом фоне, соответственно, было очень сложно делать эффективные сделки [по покупке новых проектов].

– Сейчас на московский рынок выходит большое количество новых игроков. Не возникает ли у вас соблазна воспользоваться ситуацией и продать им площадку с уже готовой документацией? Или реализовать проект в партнерстве?

– У нас в прошлом году было две сделки с компанией «Брусника» (начинавшей бизнес в Тюмени. – «Ведомости»), в ходе которых мы продали небольшую часть проекта на Нижегородской и одну очередь в проекте в районе «Павелецкой». Соответственно, на фоне этой истории все равно возникает некая коллаборация, так как есть общие зоны в проектах, к примеру инфраструктура, парки и социальные объекты. В этой части мы считаем, что компания «Брусника» – опытный игрок, который проделал большой путь на региональных рынках. У них есть чему поучиться, поэтому нам с ними интересно взаимодействовать.

– Чем обусловлено создание совместных компаний с Capital Group? Есть ли уже понимание по конкретным проектам?

– Мы постоянно со всеми коллегами по рынку ищем возможности для коллаборации. Вообще мы считаем, что рынок большой и на нем всем талантливым игрокам хватит места. С Capital Group у нас была такая ситуация, где мы, например, купили смежные участки. И выгоднее было сделать из них один большой проект, чем пытаться разбить его на два разных. Это создаст более комфортное пространство для жизни, общий двор. Кроме того, странно каждому из нас, например, строить школу или детский сад на 200 мест, две школы [рядом] будут выглядеть странно. Соответственно, логично делать одну начальную школу, например, на 400–500 детей. В целом у нас с Capital Group были две такие партнерские истории.

«Снижение государственной поддержки ипотеки – это общий тренд»

– Как изменилась у вас динамика продаж по итогам 2023 г.?

– Мы все время растем. Мы в прошлом году планировали получить на счета эскроу примерно 77 млрд руб., но в итоге продажи составили 85 млрд руб. В 2022 г. этот показатель у нас составлял 62 млрд руб., соответственно, рост существенный, где-то 40%. Примерно настолько же, может, чуть-чуть меньше увеличился в деньгах и весь рынок. У нас же в целях и стратегии записано, что мы растем быстрее рынка.

– Повлияло ли на стратегию компании повышение ключевой ставки ЦБ?

– На стратегию вряд ли, скорее это затронуло способность покупать проекты. При прошлой ставке рефинансирования в 8% кредиты по непокрытой части эскроу-счетов обходились нам в 14–16%, а сегодня получается 19–20%. А с учетом опасений банков про рынок, ипотеку и проч. это, возможно, уже и более 20%. Таким образом, мы должны в проектах показывать дополнительные 8% доходности на капитал, что и является причиной сложности с покупками новых площадок. Мы не видим в какой-то ближайшей перспективе, что цены на квартиры будут активно расти, обеспечивая этот разрыв, особенно на фоне ужесточения условий выдачи льготной ипотеки.

Девелопер Level Group

Level Group была создана совладельцем «Русагро» и экс-сенатором Вадимом Мошковичем и Кириллом Игнахиным в 2016 г. Сейчас, по данным «СПАРК-Интерфакса», акционерами компании являются фирма «Финансовый ресурс» с долей 57,9% (ее бенефициары скрыты), Кирилл Игнахин (39,1%) и заместитель гендиректора Level Group Александр Меркулов (3%). Среди проектов компании жилые комплексы «Level Причальный» (150 000 кв. м), «Level Амурская» (250 000 кв. м), «Level Стрешнево» (около 70 000 кв. м), «Павелецкий сити» (250 000 кв. м, совместно с MR Group) и проч. Выручка от продажи жилья в 2023 г. составила 85 млрд руб.

Для нас как для группы ситуация со ставкой не является критичной, потому что мы не закредитованы, а все действующие проекты имеют хорошее покрытие по эскроу-счетам с существенным профицитом. По факту ставки в рамках эскроу-счетов по действующим проектам для нас равны нулю. Но вот новые площадки нам приобретать не удается, так как ожидания по стоимости земли не скорректировались, а экономическая реальность сильно изменилась. И наш опыт показывает, что владельцы участков обычно реагируют на это с задержкой во времени. Мы считаем, что к середине года рынок земли вынужден будет откорректироваться (снизятся цены участков. – «Ведомости») примерно на 30%.

– Что вы думаете по поводу возможной отмены льготной ипотеки? На данный момент она действует до 1 июля 2024 г. Насколько это может сказаться на вас, с учетом того что вы работаете в сегментах дорогой недвижимости?

– Мы считаем преимуществом то, что доля льготной ипотеки в наших продажах существенно ниже, чем у всех остальных игроков рынка. То есть наша средняя сделка в прошлом году без учета элитного сегмента близка к 30 млн руб. Даже если лимит по льготной ипотеке составляет порядка 12 млн руб., то это всего лишь треть от стоимости квартиры. И на наш взгляд, большое количество покупателей в сегменте бизнес-класса и выше брали льготную ипотеку не потому, что у них не было денег, а потому, что так было выгодно и удобно. В связи с этим мы думаем, что как раз в сегменте бизнес-класса эффект отмены льготной ипотеки будет не такой серьезный, как в комфорт-классе.

– В конце 2023 г. некоторые банки объявили, что будут выдавать льготную ипотеку только клиентам тех застройщиков, которые заплатят за это комиссионный сбор. Есть мнение, что это в итоге приведет к росту цен на жилье. Говорят, что крупные девелоперы из-за опасения снижения спроса выставили на продажу площадки, которые они сами планировали застраивать. Насколько это, по вашему мнению, действительно может повлиять на ситуацию на рынке?

– Я, например, не понимаю, в чем проблема. Я считаю, что это просто рациональная плоскость: государство снизило субсидию (по льготной ипотеке. – «Ведомости») на 1–1,5 п. п. для банков, те посчитали экономику и поняли, что у них появляются убытки. Дальше эти убытки часть банков перевыставили девелоперам в виде комиссии. У девелоперов также есть выбор: либо снизить свою маржинальность и платить комиссию, либо перенести эти расходы на покупателя. В целом вектор здесь понятен: при текущем разрыве ставок (ключевой и по программе льготной ипотеки. – «Ведомости») государственный бюджет просто не может себе позволить такой объем субсидирования. И дальше мы начинаем искать экономические пути для решения этой проблемы. Мне не ясно, зачем по этому поводу конфликтовать, ведь мы все занимаемся коммерческой деятельностью. Мы к банкам относимся по-партнерски, понимаем их решения и считаем, что снижение государственной поддержки ипотеки – это общий тренд. Мы к нему готовы. Но при этом мы считаем, что, например, семейная ипотека – очень правильная вещь. Ее, безусловно, важно продолжать, так как драйвером роста экономики может быть в том числе и гармоничная демография. Поэтому надеемся, что такие точечные программы будут продлены.

– Какие? Семейная ипотека?

– Да, это важная программа, которую мы бы даже расширили. То есть, на наш взгляд, сейчас в ней не хватает логики привязки к улучшению жилищных условий. Условно говоря, вы покупаете студию или трехкомнатную квартиру – у вас и на то, и на то есть 12 млн руб. Мы бы вообще отменили субсидирование на покупку студий, но значительно увеличили этот инструмент на приобретение трех– и четырехкомнатных квартир. Комфортная жизнь большой семьи с детьми подразумевает много квадратных метров. Мы на самом деле выходили с предложениями к законодателям и профильным министерствам обдумать эту логику и надеемся, что они будут рассмотрены.

«То, с какой скоростью мы вынуждены индексировать расходы на стройку, пугает»

– Cейчас Level Group ведет строительство двух проектов в элитном сегменте – «Саввинская, 17» и «Саввинская 27» на Саввинской набережной. Планируете ли вы расти в элитном сегменте или пока вам достаточно и этого?

– Мы считаем, что это достаточно штучный продукт и работать больше чем над 3–5 объектами в элитном сегменте одновременно невозможно. Я бы сказал так, что мы хотим поддерживать количество наших проектов на элитном сегменте рынка на уровне 3–4 и будем в нем оставаться. Но цели, условно, сделать 10 проектов точно нет, так как это очень кропотливая работа, требующая существенных инвестиций, времени, профессиональной, креативной команды. Здесь все совершенно на другом уровне, нужно уделять внимание большому количеству деталей.

– Чего вы ожидаете с точки зрения роста цен на недвижимость?

– Мы считаем, что они будут расти примерно [наравне] с инфляцией, но мы не можем прогнозировать, какая она будет. Мы считаем, что рост будет умеренный, а потенциала для снижения цен на недвижимость сейчас нет. Главным образом это связано с тем, что очень быстро растет затратная часть. То, с какой скоростью мы вынуждены индексировать расходы на стройку, честно говоря, пугает. Средний рост заработной платы рабочих на строительных площадках составляет 40–50% за 12–18 месяцев.

– Как вы можете это объяснить?

– Одновременно сработало несколько достаточно мощных факторов. Многие трудовые мигранты из ближнего зарубежья, кто приезжал на работу в Москву, считали доходы и расходы в долларах. Соответственно, и зарплату они хотят иметь в них, а курс практически дошел с 60 до 90 руб. Вот это и есть 50%. Также мы видим достаточно большой эффект оттока рабочих рук, которые выбрали вариант заключить добровольческие контракты для участия в спецоперации. По официальным данным, это сотни тысяч потенциальных рабочих разных сфер, не только нашей. Кроме того, еще одним фактором является конкуренция. Количество строек в Москве очень большое, поэтому спрос выше, а предложение рабочей силы существенно ниже (чем в регионах. – «Ведомости»). И я думаю, что этот тренд продолжится. А дополнением к этому – цены на стройматериалы часто поднимаются вместе с курсом. Соответственно, именно те удорожания в стоимости строительства, которые сейчас происходят, просто не позволят снижать цены.

– Многие крупные девелоперы развиваются за счет покупки каких-то строительных мощностей, ДСК, заводов по производству стройматериалов. Вы в этом сегменте планируете развиваться? Недавно, к примеру, Sminex создала проектное бюро.

– Вы знаете, у нас есть свое проектное бюро, мы его активно развиваем. В целом оно входило в нашу трехлетнюю стратегию, и на следующем этапе мы также планируем его развивать. Я считаю, что современный девелопер, который занимается 3D-проектированием, BIM и Revit-моделями, не может себе позволить работать без проектного бюро. Это просто фактор некой технологичности. Именно на базе единой логики BIM и 3D-моделей в проектных решениях выстраивается дальнейшее управление девелоперскими процессами. Если у нас есть 3D-модель, с которой мы все время можем сравнивать процессы на стройке, то мы из нее способны автоматически выгружать объемы, стоимость и данные для отслеживания сроков. Но сделать это невозможно, если их под каждый проект делают разные проектировщики. Мы при этом все равно продолжаем работать с внешними игроками, так как загрузка проектами неравномерна. Всегда приглашаем и сторонних игроков для реализации креативной части. Все архитектурные решения – это конкурсные работы. Внутри мы не собираемся делать архитектуру. Что касается стратегии, покупки заводов по производству стройматериалов или смежных бизнесов, то мы пока не сделали практических шагов. Дискуссии на эту тему были, но для нас важно, чтобы тот бизнес, на который мы смотрим, имел какие-то уникальные характеристики.

– По нашим данным, Level Group сейчас ведет переговоры по покупке непрофильного актива – завода опалубки и строительных металлических конструкций австрийской компании Doka в Липецке. Так ли это?

– Level Group – нет, но я, Кирилл Игнахин, вел и веду переговоры по покупке этого актива.

– А почему такое разделение? Не проще ли приобрести в рамках группы – хотя бы с точки зрения финансовой нагрузки?

– Я считаю, что это немного стартап, в котором напрямую нет синергии с группой. Покупка подобного актива не вяжется со стратегией Level Group, так как основным потребителем такой продукции являются преимущественно подрядчики, а не девелоперы. При этом я вижу потенциал в нем, так как это интересный и довольно технологичный бизнес. Но команда для него будет совершенно другая, так как я не могу никого использовать из девелоперского бизнеса, чтобы заниматься управлением заводом по производству опалубки.

– Не рассматривает ли компания сейчас альтернативные источники финансирования?

– У нас есть зарегистрированная программа биржевых облигаций, в рамках которой могут быть размещены бумаги на общую сумму всех выпусков до 30 млрд руб., программа бессрочная. В целом мы как компания готовы ко всем прозрачным финансовым инструментам. У нас есть финансовая отчетность по МСФО уже несколько лет, которую раскрываем для банков-партнеров. Она не является публичной, так как мы непубличная компания. Тем не менее мы ко всему готовы. Возможность IPO мы не отвергаем, следим с интересом за коллегами, которые его проводят. Но в ближайший год не планируем сами. На наш взгляд, важно правильное время и идея, как использовать подключенный капитал. Сегодня, так как мы год практически не закрывали сделки по покупке участков, у нас своего капитала более чем достаточно на комфортное инвестирование в горизонте 12 месяцев.

– Топ-менеджеры Level Group c момента основания постепенно увеличивали свою долю в компании. К примеру, вам изначально принадлежало 10% долей, а сейчас 39%. Почему так?

– Я бы прокомментировал данный вопрос так: у нас в целом есть видение, что у менеджеров компании, которые активно занимаются управлением бизнесом, доля владения в группе должна расти. Это связано с тем, что девелопмент – бизнес, требующий высокого уровня вовлеченности собственников в развитие.

– То есть рано или поздно контрольный пакет будет у менеджеров компании?

– Мне кажется, что современная эффективная компания – та, где нет человека, который бы единолично ее контролировал. Справедливое принятие решений требует разности мнений. Поэтому я думаю, вы вообще не увидите, что кто-то один будет контролировать компанию. Скорее речь пойдет о группе акционеров, которые будут принимать решения, тем более что все операционные вопросы и так делегированы управляющей команде.