USD
58.405
EUR
69.21
ММВБ
2148.56
РТС
1158.62
S&P 500
2597.08
BRENT
63.49
ЗОЛОТО
1291.6
Газета Подписаться
На правах рекламы
Бесплатный
РЕКЛАМА

Как из регионального бизнеса вырасти до крупной фармацевтической компании России

За четверть века стабильной работы компания «Эвалар» доказала, что бизнес, построенный на технологиях и эффективном операционном управлении, может стабильно расти, несмотря на территориальное удаление от столицы и вопреки любым экономическим встряскам и кризисам

Бизнес «Эвалар» базируется в небольшом городе Бийске Алтайского края. За 25 лет своего существования компания выросла из, по сути, экспериментального стартапа до одного из лидеров рынка биологически активных добавок (БАД) России. Недавно компания осуществила территориальную экспансию и вышла на рынки США и Австралии. Основатель и руководитель компании Лариса Прокопьева не останавливается и на этом и решила диверсифицировать бизнес не только по страновым рынкам, но и по видам деятельности: сегодня «Эвалар», кроме всего прочего, развивает в стране аптечную сеть под своим брендом.

25 лет спустя

Бренд «Эвалар» был основан в 1991 году и начал свою работу в арендованном помещении бывшего оборонного предприятия Бийска. В штате компании было 12 человек, которые паковали брикеты лекарственных трав, а затем лекарственные чаи в удобных фильтр-пакетах. Ассортиментная линейка постепенно расширялась: появились таблетки и капсулы с БАДами, а также один из флагманских продуктов «Эвалар» – «Золотое Мумие Алтайское»(1). Раньше оно выпускалось в пакетиках или россыпью, компания создала новую технологию по его производству в таблетках – в удобной форме, точно дозированное по 0,2 грамма. Эта промышленная технология была первой в стране, и компания получила на нее патент. «Золотое Мумие» продолжает выпускаться и пользуется стабильным спросом у россиян.

Сегодня в холдинге «Эвалар» трудится более 1500 человек, в том числе на производстве в Бийске – 1166 человек, больше 100 человек в аптечной сети и столько же в московском представительстве. В ассортименте «Эвалар – более трехсот наименований, и продуктовая линейка продолжает расти, например, за счет спортивного питания и витаминов для детей.

Еще одна гордость компании – наличие престижных сертификатов GMP, которые высоко ценятся на мировом уровне. Это позволяет «Эвалар» поставлять свою продукцию в 25 стран мира, в том числе, в Австралию и США. В планах предприятия – выход на рынки Ближнего Востока.

Канал сбыта – аптеки «Эвалар»

Одно из направлений бизнеса компании – расширение аптечной сети под брендом «Эвалар», которая развивается, в том числе, с помощью франчайзинга. Несмотря на то, что аптечная индустрия в России является высоко конкурентной и довольно сложной, Лариса Прокопьева уверена, что «Эвалар», уже вышедший на рынок, сможет преуспеть здесь и даже укрепить позиции и нарастить долю.

Логика простая: сократить расстояние между производителем и покупателем.

Это вполне укладывается в общий вектор развития компании. На сегодняшний день доля БАД в ассортименте аптек составляет не более 5%. К тому же, на сетевом аптечном рынке имеют место тенденции к монополизации, которые не самым благоприятным образом сказываются на производителях. Поэтому компании приходится действовать самостоятельно. Сегодня почти 130 аптек работают под брендом «Эвалар», из них около 100 по франшизе и их число будет увеличиваться. Доля продукции под одноименным брендом в таких аптеках – от 10 до 20%.

Последние два года компания также активно начала продвижение в продуктовые сети – это новый канал продаж. Так, «Эвалар» уже представлен в сетях

«Ашан», «Гиперглобус», «Азбука вкуса» и «Магнит».

Лечебное сырье

Основу большинства препаратов «Эвалар» составляет алтайское сырье, и это одна из уникальных особенностей бийского фармбизнеса. Неудивительно, что ассоциация «Эвалар» – это Алтай» существует в сознании большинства россиян. Закупаются за рубежом только экстракты растений, которые не растут на Алтае. Основные поставщики – Германия, Франция, Швейцария.

Дело в том, что везти травы из-за рубежа – трудоемко и дорого. А Алтай обладает природной уникальностью: здесь огромное разнообразие трав, количество солнечных дней, как в Сочи, а зимне-летний разброс температур составляет 90-95°С. Такой климат стимулирует растения накапливать рекордное количество биологически активных веществ.

Всего в «Эвалар» выращивают около 30 наименований, в том числе, даже самые редкие растения – те, которых нет в большом количестве в природе. Например, лапчатку белую, которая считается одной из самых лучших трав для щитовидной железы (из нее производят крем и капсулы «Эндокринол»(1). Растение настолько редкое, что пришлось везти рассаду из Европы. Мало где берутся ее культивировать – слишком сложно. Или, скажем, артишок. Раньше считалось, что артишок на Алтае расти не может. Но в этом году в «Эвалар» попробовали и получили несколько тонн экстракта из листьев артишока, по качеству не уступающего французскому.

Большое значение имеет время сбора и переработки растений. На плантациях «Эвалар» (их общая площадь составляет около тысячи гектаров) это отлажено и поставлено на поток. Выращенные растения собирают «на пике» их биологической активности – именно в тот момент, когда накопленная ими сила максимальна. На собственных полях «Эвалар» любые химические удобрения запрещены.

Диверсификация бизнеса

Долгое время «Эвалар» ассоциировался с БАДами, являясь лидером рынка на протяжении 10 лет. Это подтверждают и самые свежие данные: за 9 месяцев 2016 года компании увеличила долю в сегменте практически до 18%(2), и это на фоне стагнации рынка в целом и негативных трендов потребительского поведения, связанных с падением доходов. Безусловно, терять свои позиции в этой индустрии «Эвалар» не намерен. Однако, по словам Ларисы Прокопьевой, сохраняя свое лидерство на рынке БАД, «Эвалар» намерен активно развиваться на рынке лекарственных средств. Сейчас доля лекарств составляет около 11% от общего оборота бизнеса. Этот объем будет постоянно увеличиваться, поскольку с регистрации будут выходить все новые и новые препараты.

Особые надежды компания возлагает на открытие в будущем году нового производства. Большой завод строится уже несколько лет, и сейчас строительство в стадии завершения. Проектная мощность нового производства «Эвалар» – 6 млрд таблеток и капсул в год. Кроме того, оно создаст 300 новых рабочих мест, таким образом, это станет и социально значимым проектом для региона.

Импортозамещение как тренд

В условиях курса страны на импортозамещения фармацевты только выигрывают, уверена Лариса Прокопьева. «Сегодня зависимость от импортных лекарств и составляющих очень велика», считает она. – Если на Западе решат запретить фармацевтические поставки в Россию, то для миллионов больных это решение станет роковым. Тут, действительно, вопрос жизни и смерти».

При этом, по мнению Ларисы Прокопьевой, отечественным фармпроизводителям есть что противопоставить продукции западных концернов. Здесь у «Эвалар» уже есть несколько успешных кейсов. Например, лекарственное средство «Гинкоум» в аптеках стоит гораздо дешевле, чем французский аналог, и опережает конкурента по продажам (3). Растет спрос и на назальный спрей «Аквамастер». Всего «Эвалар» выпускает 7 аналогов западных лекарственных препаратов.

В ближайшее время «Эвалар» планирует выпустить еще 3 импортозамещающие новинки: «Орвис Флю» (средство от простуды и гриппа), препарат для женщин в период климакса, а также сироп от кашля – аналог немецкого растительного лекарственного сиропа от кашля. И это только лекарственные средства, а есть еще масса БАДов, аналогов импортных препаратов, которые можно купить гораздо дешевле продуктов иностранного производства.

Удачная удаленка

Еще одна особенность бийского фармбизнеса заключается в его удаленности от Москвы – на несколько тысяч километров. Но это совсем не мешает компании развиваться, считает ее основательница. Бийск – один из крупнейших наукоградов страны, где развивались и развиваются технологии, работают научные институты и заводы. Поэтому потенциал региона способствовал росту компании. Опять же, в малых городах совершенно иная атмосфера в коллективе и отношение к работе, поскольку люди знают друг друга лично. Это способствует результативной работе и эффективной организации процессов. При этом в Москве у компании – большое представительство, и логистика между офисами налажена, что при сегодняшних технологиях сделать совсем нетрудно. «Эвалар» – один из крупнейших инвесторов в Алтайском крае. Речь идет о социальной инфраструктуре, бюджетных отчислениях, и, собственно, о бизнесе. Собственные инвестиции «Эвалар» только в новое производство составят более 5 млрд рублей. По словам Ларисы Прокопьевой, «Сегодня «Эвалар» – одно из самых высокотехнологичных производств на Алтае, которое сумело применить современные технологии для переработки даров уникальной алтайской природы».

О компании

«Эвалар» работает с 1991 года и является четвертым по величине отечественным фармпроизводством. Ассортимент продукции превышает 300 наименований. Компания имеет сертификаты GMP, что позволяет поставлять продукцию в 25 стран мира, в том числе в Австралию и США. В 2016 году компания получила авторитетную фармацевтическую премию «Платиновая унция» «За достижения в области разработки и продвижения лекарственных препаратов растительного происхождения». В 2017 году будет запущено новое производство «Эвалар», которое обеспечит выпуск 6 млрд таблеток и капсул в год. Лариса Прокопьева, неизменный собственник и руководитель компании, входит в ТОП-25 самых успешных российских деловых женщин (4), ежегодного рейтинга, составляемого Институтом политики и бизнеса.

2. По данным ЗАО «Группа ДСМ».

3. Объемы продаж в упаковках за 2013, 2014, 2015 и 1-е полугодие 2016 г, по данным ЗАО «Группа ДСМ».

4. ТОП-25 самых успешных женщин России 2015 года по данным рейтинга, составленного Институтом политики и бизнеса